Пенсионный советник

Порностудиям на заметку

В прокат выходит «Самый лучший фильм»

Дарья Горячева 21.01.2008, 13:05
comedyfilm.ru

В прокат выходит детище «Камеди клаб» и канала ТНТ «Самый лучший фильм» — не слишком успешная попытка снять «Очень страшное кино» по-русски.

Для будущих зрителей «Самого лучшего фильма» у нас есть две новости. Одна, как водится, хорошая, другая не очень. Хорошая новость заключается в том, что смешные шутки в «Самом лучшем фильме» есть. Плохая новость — они утонули. В разливанном море сортирно-фекального юмора.

Главный герой Вадик (в исполнении Гарика Харламова) выкуривает на собственной свадьбе убойный косяк и попадает прямиком на небеса. Там вместе с корректным пожилым джентльменом в белом (Армен Джигарханян) герой будет предаваться воспоминаниям и тщетно пытаться отыскать в своей жизни хоть один хороший поступок.

Идея снять отвязную пародию на российские блокбастеры в духе «Очень страшного кино» выглядит чрезвычайно заманчиво.

И, кажется, кому еще снимать подобный фильм, как не юмористам нового поколения — «Камеди клабу», пришедшему на смену неудобоваримым «аншлагам», «смехопанорамам» и петросянам. Дискуссию о качестве неоюмора отложим: в конце концов, шутки братьев Вэйнс, придумавших и снявших две первые части «Очень страшного кино», тоже никогда не блистали глубиной и тонкостью — да-да, тот же сортирный юмор и похабщина. Но вместе с тем в силу неких загадочных обстоятельств серия «Очень страшное кино» дико смешная, в особенно удачных местах от хохота складываешься пополам, а по щекам текут слезы. «Самый лучший фильм» производит иное впечатление: временами он вдруг становится забавным, но оставляет смутное ощущение причастности к чему-то несусветно тупому.

Причин, ответственных за постигшую «Самый лучший фильм» неудачу, главным образом две. Во-первых, российскому кинематографу далеко до голливудского — народных блокбастеров у нас не так много. «Дозоры», «9 рота», «Бумер»… «Брат» не считается — во-первых, святыня, во-вторых, мягко говоря, совсем не новинка. Поэтому дополнительно в ход идут западные фильмы и отечественные сериалы. Смогут ли зрители разглядеть аллюзии на «Мою прекрасную няню» или «Дальнобойщиков» — вопрос открытый, наверняка бьет лишь «Бригада».

Вообще-то, по поводу 90-х не пошутил уже только ленивый, а одна из лучших пародий на стереотипы того времени — «Жмурки» Алексея Балабанова.

По прошествии десятка лет эпоха красных пиджаков, «распальцовки» и «понятий» незаметно превратилась в анекдот. «Камеди клабу» повезло: пародируя «Бригаду», даже не требуется шутить — достаточно надеть черный костюм и зализать волосы а-ля Саша Белый, чтобы зритель затрясся в угаре. Создатели фильма на то и рассчитывают, но выглядит это в конечном итоге довольно жалко — «Бригада» как палочка-выручалочка, проверенный способ рассмешить.

Конечно, наибольшим потенциалом для пародии обладают оба «Дозора» — сам по себе сюжет абсурден до невозможности, герои, кажется, только и ждут, чтобы их переиграли, а фраза «Всем выйти из сумрака» прекрасна и удивительна в своей идиотичности. Казалось бы, пародируй не хочу. Вместо этого в фильме есть лишь вялый невразумительный разгон вурдалаков, которые оказались тихими каэспэшниками, и проезд по гостинице «Космос», только еще более крутой и эффектный, чем в «Дневном дозоре». К слову, для «Самого лучшего фильма» отснято 40 минут спецэффектов, которые по факту выступают связками между гэгами, пытаясь замаскировать отсутствие сюжета.

И тут мы приходим к причине провала номер два.

Дело в том, что стэндап-шоу, в котором работает «Камеди клаб», и кинопародия — две большие разницы. Простое зачитывание шуток в кино в отличие от КВН обычно не действует. Кроме того, кинопародию от гэга отличает то, что в ее основе лежит не глупая гримаса и не клоунада, а выворачивание смысла цитируемого эпизода наизнанку, превращение его в гротеск. Но создатели «Самого лучшего фильма» этого совершенно не чувствуют и тащат за собой шлейф телекомедии, от которой так и не сумели избавиться. Лучшие эпизоды здесь связаны не с пародией, а с паясничаньем и обыгрыванием смешных типажей — полуголубым певцом Миланом, папашей-алкашом, военным начальником в исполнении Дмитрия Нагиева, — но ради этого не стоило затевать целый фильм, все это мы можем увидеть в комедийных шоу вроде «Осторожно: модерн!» или «33 квадратных метра».

Единственным удавшимся пародийным эпизодом можно считать лишь финальную битву, снятую в стиле «Матрицы», но с использованием в качестве оружия резиновых членов. Не то что бы очень смешно, но изобретательно. Порностудиям на заметку.