Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Паук терпел – и нам велел

В Москве прошла премьера «Человека-паука 3»: мутант Питер Паркер сражается с Человеком-песком и с самим собой.

Тоби Макгуайер и его коллеги по фильму, приехавшие в Москву поддержать премьеру, объясняли, что съемки происходили очень весело. Вероятно, это не совсем то слово. Соткав свою историю прямо из горячечного вещества подросткового бреда, из фантазмов любви, смерти и битвы, колыхающихся в голове задремавшего на уроке школьника, режиссер Сэм Рэйми и его люди должны были просто рыдать от смеха на самых мелодраматических сценах.

А отрыдав, приниматься за новый невероятный трюк, никем прежде не осиленный спецэффект, новую грандиозную сцену. Рэйми, в сущности, — скоморох, прикрываясь пустяковостью затеи, он бросается в нее со страстью, которую другие пускают на шедевры. А сам тем временем для сцены мощного удара, который наносит Паук своему противнику, приглашает в качестве каскадера однорукого мастера боевых искусств — канадца Бакстера Хамби, обладателя черного пояса по тейквондо, потерявшего конечность вследствие ампутации сразу после рождения.

Почему из всех каскадеров надо выбрать однорукого? Странный вопрос. Как можно брать обычного, если есть однорукий?

Сам же строгий юноша Питер Паркер переживает дни триумфа. Город, который он защищает столько лет, его обожает. Отношения с Мери Джейн идут к свадьбе. И даже вражда со старым другом, сыном поверженного Зеленого Гоблина, неожиданно наладились — попытавшись убить Человека-паука, парень ударился головой и потерял память, позабыв об объявленной вендетте.

Однако ничто хорошее не длится слишком долго. Из космоса прилетает какая-то черная дрянь, паразит, обладающий способностью усиливать способности хозяина, одновременно превращая его в злобного эгоиста. Сбежал из тюрьмы убийца дяди Паркера — крепкий грустный мужчина, обезумевший от страха за больную дочь. Спасаясь от полиции, зек попадет под излучатели на научном полигоне и становится Песочным человеком — непобедимым созданием, умеющим превращаться в городской самум. Конкурент Паркера по работе фотокорреспондента, не сумев похитить его место в газете, похитит темную сторону личности Человека-паука, превратившись в прыгучую черную зубастую тварь.

Но главная схватка Паркера будет с собой — с собственным тщеславием, мстительностью и гневом.

Если предположить, на что пошли 258 миллионов официального бюджета, то кажется, что миллионов 50 ушло на огромный шмат мелодраматизма, еще 50 — на добродушное чувство юмора Рэйми, а остальное — на спецэффекты. Когда похожий на плюшевого зайца Тоби Макгуайер обращается ко злу, набрасывает на глаза гитлеровскую челку, меняет джинсы на драматический черный костюм, чтобы исполнить страстное танго с невинной блондинкой Брайс Даллас Ховард — это действительно впечатляющий либертарианский акт освобождения от оков добродетели. Когда он бьется с Человеком-песком — это действительно победа спецэффектов над гравитацией и чувством меры. Музыкальный номер подруги Паука Кирстен Данст — чистое развлечение, «Чикаго-лайт».

Важно, однако, что одна из ключевых сцен происходит в церкви, а звон колокола сыграет в истории не последнюю роль.

Мотив прощения, который оказался главным в фильме, гигантское распятие на стене, моральные дилеммы Паука и его жертвенность — Рэйми ухитрился зайти довольно далеко в трактовке своего мутанта. Умение героя прощать врагов, а также понимать горестные обстоятельства, что привели их к преступлению, даже не похоже на наставительную проповедь. Это чистая стратосфера подростковой мечтательности, место, где побеждаются грозные хулиганы, падает в объятия девочка из соседнего класса, а на похоронах маленького страдальца все жалеют, что были к нему несправедливы.

Будучи человеком мудрым и опытным, Рэйми сумел запрячь в многомиллионный проект самый комичный и нелепый этап во взрослении человека, создав монументальный триумф инфантильности. 800 миллионов сборов предыдущей части доказали, что триумф этот не чужд вполне взрослым людям. Ведь, в конечном счете, Рэйми просто честнее прочих — то же простодушие, замаскированное под среднюю американскую драму, политический фильм или триллер, выглядит куда менее невинным.

Что думаешь?
Загрузка