Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Маска семи повешенных

Объявлены номинанты «Золотой маски»

Логотип конкурса с сайта goldenmask.ru
Главная российская театральная премия «Золотая маска» объявила номинантов. C 28 марта по 13 апреля в фестивале будут участвовать больше пятидесяти спектаклей из тридцати девяти городов.

В главном «скандалоемком» соревновании — номинации «драма» — список получился особенно длинным. А расклад — ожидаемым. Среди девяти спектаклей «большой формы» (то есть играющихся в залах вместимостью больше 300 человек) шесть московских, один питерский и два провинциальных. Среди семи спектаклей «малой формы» пять московских, один питерский и один екатеринбургский. То есть, как всегда, провинции мало, да и та, что есть, как признавали эксперты, вряд ли способна конкурировать со столичными хитами. Например, в «большой форме» с мэтрами соревноваться будет совсем молоденькая дебютантка из Якутска Сюзанна Ооржак. Зато в ее «Доме Бернарды Альбы» главную роль сыграет Степанида Борисова — актриса и певица, знаменитая своим горловым пением.

Что касается «большой формы», то тут борьба предстоит серьезная. Питер выставил один спектакль, зато тяжелую артиллерию — «Короля Лира» Льва Додина, который, кажется, еще ни разу с «Золотой маски» без наград не уезжал. Против него Москва поставила тяжеловесов — Юрия Любимова со спектаклем «Антигона» на Таганке (вы не поверите, но и Любимов, и Таганка на «Золотую маску» номинируются впервые), Каму Гинкаса с «Нелепой поэмкой» и Генриетту Яновскую с «Трамваем «Желание» из ТЮЗа. Плюс один из лучших спектаклей Ленкома за последние годы — «Затмение» («Полет над гнездом кукушки») в постановке болгарина Александра Морфова. У всех этих спектаклей есть достаточно высокие шансы на победу, у спектаклей более молодых, хоть и звездных Сергея Женовача («Мнимый больной» в Малом), Миндаугаса Карбаускиса («Похождение» в «Табакерке»), Андрея Прикотенко («Тартюф» в новосибирском «Красном факеле») шансов, пожалуй, меньше.

Те, кто моложе, обычно соревнуются на площадке «малой формы». Так и в этот раз: тут снова Женовач («Захудалый род» в Студии театрального искусства), снова Карбаускис («Рассказ о семи повешенных» в «Табакерке») — и у того и у другого эти спектакли более сильные, чем в «большой форме». Плюс скандалисты Андрей Жолдак («Федра. Золотой колос» в Театре наций) и Кирилл Серебренников («Господа Головлевы» в МХТ) — у обоих эти спектакли не самые удачные за последние годы (обо всех мы уже писали). Но им, да еще Николаю Коляде («Амиго» в екатеринбургском Коляда-театре) и Михаилу Бычкову («Трамвай «Желание» в питерском «Приюте комедианта») придется сразиться с великим и опальным Анатолием Васильевым (в конкурсе его драма-опера-балет «Каменный гость, или Дон Жуан мертв»). И тут, как сложится расклад в жюри — решит ли оно поддержать весьма эзотерический спектакль гиганта в тяжелую для него пору или нет, — прогнозов давать невозможно.

Что касается частных номинаций, в этом году, как никогда, много исключений из правил. Дело в том, что на «Золотой маске» принято номинировать на премию только тех актеров или художников, чьи спектакли значатся в списке лучших. Для того чтобы не приходилось тратить деньги и везти в столицу заведомо не очень удачный спектакль ради одного актера. Исключения из этого правила случались: в прошлом году Василий Бочкарев даже получил приз за лучшую мужскую роль в явно слабом спектакле Малого театра «Последняя жертва». Но на этот раз мало того, что выдвигают на премию за лучшую сценографию Александра Шишкина, оформившего мхатовского «Гамлета» (этот спектакль не вошел в список номинантов), но из Питера специально привезут весьма архаичный спектакль Темура Чхеидзе «Мария Стюарт», чтобы увидели двух номинированных на премию актеров — Марину Игнатову (Елизавета) и Андрея Толубеева (Тальбот).

Как обычно, в номинации на премию за лучшую женскую роль борьба предстоит не такая напряженная, как за мужскую. Среди шести номинированных женщин, я думаю, главными конкурентками будут Алла Покровская — замечательная старуха Головлева из спектакля Серебренникова — и дебютантка Мария Шашлова с очень сильной и ясной ролью Варвары Протазановой в «Захудалом роде» Женовача. Но не берусь предположить, что решит жюри, увидев среди списка из десяти мужских ролей сразу шесть звезд — Евгения Миронова (Порфирий Головлев в «Господах Головлевых»), Петра Семака (Лир «в Короле Лире»), Александра Абдулова (Макмерфи в «Затмении»), Игоря Ясуловича (Инквизитор в «Нелепой поэмке») и Василия Бочкарева (Арган, «Мнимый больной»). Зато по части работы художника у жюри, на мой взгляд, вариантов нет: из девяти позиций в списке номинантов две занимают великолепные работы умершего в этом году великого Давида Боровского.

Самой разнообразной и живой номинацией на «Золотой маске» в последние годы становится «Новация». Что бы в этом списке из шести представлений ни выбрало жюри, самое замечательное — возможность зрителям увидеть все эти спектакли, будто отдельный маленький фестивальчик нового театра. Тут и предметный театр художника — спектакли АХЕ «Фауст в кубе. 2360 слов» и Дмитрия Крымова «Донкий Хот», и то же, соединенное с музыкой, — пародийный «Орфей» ансамбля Татьяны Гринденко и театра «Тень». И действо на грани музыкальной эстрады и документа — «Переход» Владимира Панкова, и «Эйнштейн и Маргарита, или Обретенное в переводе», который называют видеооперой (проект Дмитрия Пригова, Ираиды Юсуповой и Александра Долгина).

Что касается музыкального театра, то здесь борьба в главных номинациях — опере и балете — в последние годы разворачивается главным образом между Большим театром и Мариинкой. Впрочем, оба театра всячески демонстрируют свою незаинтересованность: Валерий Гергиев уже второй год просит не номинировать его как дирижера: «пусть молодые соревнуются», Мариинка не первый год объявляет, что не сможет привезти в столицу свои спектакли в период фестиваля, и для того, чтобы жюри и зрители могли увидеть номинированные спектакли, «Золотая маска» заранее устраивает отдельные гастроли питерских опер и балетов в Москве. «Фальстаф» в постановке Кирилла Серебренникова и «Поворот винта» в постановке Дэвида Маквикара приедут к нам уже в ближайшие выходные, а балеты «Ундина» Пьера Лакотта и «Новые имена» Никиты Дмитриевского — в начале марта. А Большой театр и вовсе сказал, что номинированную экспертами «Золушку» из-за гастролей не может показать в ближайшие четыре месяца. Так что этот балет вылетел из списка номинантов до конкурса, что, конечно, обидно.

Впрочем, праздник отменить не сможет никто: накануне открытия фестиваля, в День театра, в рамках проекта «Легендарные спектакли ХХ века» «Золотая маска» привезет из Германии старый спектакль брехтовского «Берлинер ансамбля» «Карьера Артуро Уи» в постановке давно уже покойного Хайнера Мюллера. А церемонию закрытия, которая пройдет в только что отремонтированном Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Немировича-Данченко, поставит наш лучший оперный режиссер Дмитрий Черняков, и сыграет на закрытии оркестр Мариинки под руководством Гергиева.