Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Как это делается в Осло

Найдены пропавшие картины Мунка

Фото: Reuters
Норвегия ликует. Найдены пропавшие полотна Эдварда Мунка «Крик» и «Мадонна», украденные в августе 2004 года.

Председатель правления Музея Эдварда Мунка в Осло Гро Балас не скрывает своей радости: «Я почти готова кричать от счастья». Начальник отдела по борьбе с организованной преступностью столичной полиции Ивер Стенсруд чуть не лопается от гордости: «Картины попали к нам в руки в результате успешной полицейской операции. Нам осталось только провести экспертизу, чтобы на сто процентов быть уверенными, что это оригиналы. Хотя мы, в общем-то, не сомневаемся». Подлинность находок предварительно подтверждают и эксперты в области живописи, которым их уже показали.

И, хотя собравшимся на спешную пресс-конференцию журналистам «Крик» и «Мадонну» так и не предъявили, норвежцы счастливы.

Их страна реабилитировалась.

Не так давно злые языки цинично острили, что воровать Мунка у норвежцев становится каким-то национальным промыслом, вроде ловли трески. В самом деле, только за последнее время Мунка в Норвегии крали трижды — в 1994, 2004 и 2005 годах. Причем два раза из трех воровали именно «Крик».

Первый раз самое знаменитое полотно Мунка уперли в 1994 году из Норвежской национальной галереи. Тогда, во время зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере, на то чтобы проникнуть в зал, украсть полотно и скрыться, у злоумышленников ушло всего 50 секунд. Похитители потребовали от властей за возвращение полотна $1 миллион, но, поняв, что денег не получат, просто бросили полотно в гостинице в 65 км от столицы страны. Полиция позже арестовала трех грабителей.

Ровно через десять лет «Крик» вновь украли, но уже, правда, другой «Крик» — из Музея Эдварда Мунка в Осло (всего Мунк написал 4 варианта картины, включая черно-белую литографию).

Все произошло даже не как в дешевом кино, а как в веселой комедии вроде «Полиция, полиция, картофельное пюре». Банда налетчиков просто вошла в музей среди бела дня, потрясая пистолетами. Женщина-охранник послушно легла на пол, перепуганные посетители музея шарахнулись по сторонам, после чего бандиты сорвали полотна со стены, вскочили в автомобиль и исчезли. По словам очевидцев, полиция прибыла только через четверть часа, хотя ближайший полицейский участок находится в полумиле от музея.

Вскоре смеялся весь мир.

Как выяснилось, бесценный шедевр, который является столь же каноническим образом, как «Подсолнухи» ван Гога или «Черный квадрат» Малевича, охранялся хуже, чем «картина маслом» в сельском доме культуры. Системы охраны в Музее Мунка практически не существовало, мировые шедевры висели чуть ли не на гвоздях, вбитых в стены. Не было никаких электронных средств защиты экспонатов, ни сигнализации, ни даже элементарной тревожной кнопки.

Кроме того, бесценные картины даже не были застрахованы — как заявил директор столичной страховой компании «Осло форсикринг» Йон Эйос, для коммуны Осло, которая является владельцем этих произведений, «страхование шедевров очень дорого», поэтому полотна были застрахованы только от пожара и наводнения. То, что норвежское национальное достояние охранялось в стране очень плохо, признала и министр культуры Сварстад Хаугланн.

Это подтвердилось очень скоро — буквально через несколько месяцев, в марте 2005 года, произошла третья кража Мунка. Из отеля «Рефне Годс» (Refsnes Gods Hotel), расположенного возле города Мосс, в 50 километрах от Осло, были похищены еще три картины Мунка — акварель «Голубое платье» и две литографии — автопортрет художника и портрет шведского драматурга Августа Стриндберга. Эти, правда, удалось найти по горячим следам.

А вот с «Криком» и «Мадонной» дела обстояли не так благополучно.

Рамы от картин были найдены в мусорных баках рядом с галереей, а угнанный злоумышленниками черный «Ауди» — в нескольких километрах от нее. Но этим трофеи полиции и ограничивались. Время шло, а о «Крике» с «Мадонной» не было ни слуху ни духу.

Не помогло и вознаграждение в 413 тыс. долларов, обещанное за помощь в обнаружении полотен. В апреле прошлого года норвежская газета Dagbladet сообщила, что картины, скорее всего, никто больше не увидит — источники в криминальном мире сообщили, что картины уничтожены. Эта информация была опровергнута, но в декабре вскрылись новые подробности.

Как выяснилось, в апреле в Испании был задержан руководитель одной из крупных преступных группировок Давид Тоска, организовавший похищение, причем нанятые непосредственные исполнители никогда раньше не имели дела с живописью и даже не догадывались, что же они украли. Тоска сознался в своей причастности к краже картины, но проку от этого было немного.

В секретном докладе о расследовании, направленном норвежской полиции экспертами бельгийской компании «Кодин», занимающейся охраной произведений живописи, утверждалось, что вскоре после ареста Тоски его подельники сожгли картины.

В конце февраля 2006 года в Осло начался судебный процесс по делу обвиняемых, которым предъявлены обвинения в краже картин Эдварда Мунка. Трое преступников приговорены судом в городе Осло к тюремному заключению от 4 до 8 лет. Кроме того, двое из них должны выплатить в качестве возмещения ущерба $122 млн.

Подсудимый, который, как считают следователи, находился за рулем машины, получил восемь лет лишения свободы. Мужчина, организовавший всю операцию, получил 7 лет тюрьмы. Еще один человек за помощь грабителям приговорен к четырем годам тюремного заключения.

Непосредственные исполнители похищения так до сих пор и не найдены. Зато найдены картины.

Как — неизвестно, подробности операции полицией не разглашаются. Заявлено лишь, что за картины не было уплачено никакого выкупа и никто из осведомителей не получил вознаграждения. Также, по словам Стенсруда, ни один из обвиняемых по делу о похищении картин не был причастен к успеху операции. Насколько известно, ни одного нового ареста в последние дни не производилось.

Картины, по словам начальника отдела по борьбе с организованной преступностью, почти не повреждены. «Они в лучшем состоянии, чем мы опасались», — сказал он. По словам Стенсруда, одно из полотен порвано, другое получило небольшие повреждения, когда преступники срывали его с подрамника. Уже объявлено, что после реставрации картины вернутся в музей.

Все хорошо. Теперь на попреки в частом воровстве картин норвежцы могут с чистой совестью отвечать: «Зато мы их всегда возвращаем». И впрямь, одни воруют картины, другие их находят. Какое-никакое, а развлечение в довольно скучной, в общем-то, стране.