Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дни культуры Вавилона в Москве

Начинается музыкальный фестиваль в рамках «Золотой маски»

Второй фестиваль GOLDENMASK.CLUB будет гораздо представительнее первого, с пакистанскими, угандийскими и американскими звездами, джемами и поиском общего изобразительного языка.

Фестиваль GOLDENMASK.CLUB впервые присоединился к главному театральному событию России в прошлом году и даже немножечко прогремел. Странная попытка присоединить к театральному фестивалю тусовку этнических музыкантов удалась — театральный форум превратился в почти полноценный фестиваль искусств, обзавелся довеском, который, при некотором богатстве воображения, можно сравнить с эдинбургским Fringe.

У нашего прошлого «Фриндж» была даже своеобразная концепция, не озвученная организаторами, но ощутимая: «проект Россия», демонстрация современного русского фолка, бытования фольклора в современной культуре. Местами дикая, но симпатичная. Присутствовавшие в прошлом году на фестивале «Хуун Хуур Ту», а также Нино Катамадзе и белорусы «Троица» из концепции тоже не выбивались: у нас огромная страна, когда-то она была еще больше, и объединяет нас гораздо больше, чем растаскивает.

В этом году все усложнилось. Бюджеты выросли, появились иностранные звезды. Случайно, впрочем, в культурных процессах ничего не происходит, все равно, если постараться, можно найти стержни и нити

Можно догадаться, что в этом году главный стержень — вавилонское смешение языков, оно же и вавилонское пленение.


Первым выступит Жоффри Орьема. Этот волшебный мужчина еще в детстве сбежал из Уганды в Париж, его папа был министром в правительстве Иди Амина и погиб при загадочных обстоятельствах. Орьема-младший стал уважаемым музыкантам в жанре мировой музыки. Тут, собственно, все как обычно: хотел играть англосаксонский гитарный рок, но пошел по традиционно-экзотическому пути, записывался у Гэбриэла, пел песни с группой Clannad, Брайаном Ино и разными другими серьезными и взрослыми музыкантами. Слава Богу, он не стал играть англосаксонскую гитарщину. Тогда его потусторонняя убаюкивающая угандийская печаль с подозрительным португальским акцентом тогда бы тогда навсегда потеряна.

В Москве Орьема уже дал пару тайных концертов в прошлом году, и здесь ему собрали местный состав: Старостин и Клевенский на кларнетах и русских духовых, Цалер из «Мумий Тролля» на гитаре, Александр Воронов — барабанщик из Tequilajazzz и Тони Левин из одного из составов King Crimson. Получится, очевидно, world music — синтетический стиль, в котором элементы одной народной культуры смешиваются, но не взбалтываются с другими, а тоником служит роковая и джазовая традиция. Многие из таких проектов были слишком сухими и рассудочными, многие превратились в эмбиент или этноджаз, а многие личная харизма и талант солиста вытянули в нечто большее, чем сумма его частей.

Иногда перемешанные изобразительные языки все-таки сливаются в один, и метафорическая вавилонская башня строится. Кажется, заранее понятно, что случится с Орьемой и его новым проектом.

Еще одна башня — Hasmat Modine из Нью-Йорка. У этих людей в голове играет сломанный радиоприемник, который ловит тридцатые годы. Все, что он принимает, они перемешивают и выдают жутковатую солянку из чикагского блюза, кантри, рэгтаймов и клезмера. Нелегко жить с плюрализмом в отдельно взятых головах, но они смиряются с этой глоссолалией. Играют и поют они, как будто кто-то проклял их, заразил лихорадкой святого Витта и теперь они обречены на бесконечное грустноватое веселье. Это даже не столь важный для еврейской и русской культуры «смех через невидимые миру слезы», это неизбежное веселье Великой депрессии. Блюз, короче говоря, довольно глянцевый и грустный.

Пропустить невозможно.

Выступит эта группа на целой специализированной нью-йоркской вечеринке, где кроме них будет еще гитарист Гэри Лукас, потертая знаменитость, игравшая с Капитаном Бифхартом, и Нина Настасья, акустический богемный панк. Можно прямо растяжки вешать над Тверской: «Дни культуры Вавилона в Москве», успешные строители Башни делятся опытом с жителями Третьего Рима.
<3>
Третья важная точка фестиваля — концерт Kapela Ze Vsi Warszawa. Варшавский деревенский оркестр — фолк-группа, презирающая World Music (хотя и получившая премию как лучшая новая группа на BBC World music awards), отрицающая Вавилон и требующая возвращение в деревенское прошлое народной музыки, к танцулькам и посиделкам. Увы — эта кокетливая игра, разумеется, обречена на успешную неудачу: то ли исполнители разучились отличать кантри от польки и польку от джиги, то ли у слушателя уши замылились до последней степени, но культурный изоляционизм у них не получается, причем не получается картинно и с удовольствием. Опять же консерваторию пропить не удается: эти ребята слишком тонки для деревенского оркестра, в общем, они почти и не притворяются.У них есть в группе инструмент «сука», народная польская скрипка, но и виолончель тоже есть, вместе с хулиганского вида виолончелисткой.

Этим дело конечно не ограничится. Мы оставляем за скобками Farlanders Инны Желанной и Сергея Старостина с обновленным составом и очень интересной новой программой (удалось подслушать кусочек репетиции; длинно, сложно, очень интересно). Ни слова о чудесной «Троице», солист которой поет якобы по-белорусски, но на самом деле это язык лелегов и пеласгов. Не анонсируем Пата Мастелотто, барабанщика King Сrimson с еще одним новым проектом, Ольгу Арефьеву и Fun-Da-Mental, создателей Asian Underground, прародителей азиатского даба и одну из самых зажигательных команд в мире (они этот фестиваль закроют). По большому счету пропустить из всей программы фестиваля нечего, даже хаотических джемов. Да, это культурный суп и лысенковское перекрестное скрещивание, но повара эти, кажется, знают свое дело.

Все концерты проходят в Театральном центре на Страстном. Начало концертов в 21.00

Расписание концертов доступно на <сайте GOLDENMASK.CLUB>

Что думаешь?
Загрузка