На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Ты сам себе враг, Буратино

Мюзиклы нон-стоп: в Москве пройдет фестиваль «Музыкальное сердце театра», где покажут почти все мюзиклы и еще много-много просто музыкальных спектаклей и научат видеть разницу.

Большая волна мюзиклов вроде бы схлынула. Понадобился один грандиозный коммерческий провал, одна трагедия, один загубленный гениальный фильм Роба Маршалла, переведенный русской труппой аналогичного мюзикла, одна настоящая, коммерческая и классическая постановка с подержанными декорациями из Португалии, и теперь можно сказать со всей ответственностью: русские мюзиклы есть. Некоторые из них купили по лицензии и перевели, некоторые сочинили здесь. Для всех них при помощи конкурсного кастинга наняли труппы молодых актеров, создав таким образом за несколько лет целую школу. И вот уже можно подводить итоги.

Для начала, это невыгодно.

Не то чтобы все мюзиклы прогорали – но Москва маленькая, а по провинции дорогие, красивые, западнообразные постановки почему-то не очень катаются. Да и в Москве продюсеры так и не успели приучить публику к тому, что мюзиклы — это реально круто и на них надо ходить. Публику не успели воспитать и не сумели ее приучить к самой главной мысли.

Самая главная мысль: мюзикл — это необязательно комедия с девушками и счастливым концом, необязательно «Американец в Париже». Мюзикл – это изобразительный язык, при помощи которого можно добиться чего угодно. Можно поставить трагедию, в которой все будут танцевать и петь, – есть же трагические балеты и трагические оперы. Можно рассказать любую историю – про гомосексуалистов-педофилов, про парикмахерскую, про кошек на помойке, про становление великой страны, про фашистов и про Господа нашего Иисуса Христа, причем настолько серьезно, насколько это вообще возможно. В культуре, в которой пропало разделение на высокое и низкое, мюзикл – это более или менее высшая точка развития искусства, театра, музыки, человеческого интеллекта. Массовое искусство, которое занимает мозг в течение трех часов с одним перерывом, без рекламы и компьютерной графики.

Мы же пока еще топчемся в замкнутом круге, в котором зритель не становится более подкованным оттого, что мюзиклов элементарно мало, а новых не ставят, потому что зритель ленив и неплатежеспособен.

Собственно, решением этой проблемы и должен стать фестиваль «Музыкальное сердце театра».

Он должен был собрать за две недели все самое лучшее, что только есть на музыкальной сцене: и настоящие мюзиклы, и архаические музыкальные спектакли, и нечто среднее – например, «Иисус Христос Суперзвезда», идущий на сцене театра Моссовета десятки лет. К фестивалю должны были быть подгаданы премьеры, главная из которых – «Буратино», настоящий мюзикл на песни Рыбникова из одного из лучших детских фильмов советского времени.

Увы, «Буратино» не успели поставить вовремя, его премьера состоится позже. Но и так неплохо вышло – два десятка спектаклей за две недели, три площадки, гала-концерт, мюзиклы, которые только шли в Москве за последние пять лет, за исключением несчастного «Норд-Оста».

Программа будет насыщенной и трудной. У нас будет возможность сравнивать и задавать вопросы – а это никогда не дается легко. Стоит ли петь Queen по-русски в We Will Rock You? Должен ли русский мюзикл страдать так же, как и русский театр и русская опера от предположения, что только по-настоящему опытные, заслуженные артисты имеют право выходить на сцену, даже когда надо играть молодых и пылких?

«Ночи Кабирии», «Мадемуазель Нитуш» и «Человек из Ла-Манчи» — это только кажется, или эти спектакли идут десятилетиями, старея вместе с труппой и публикой, в то время как стационарные мюзиклы проходят бесследно? «Юнона и Авось» Рыбникова двадцать пять лет спустя…

На фестивале будет несколько премьер, некоторые из которых мы осветим особо.

Русский театр будет переосмысливать социальные феномены: «Кабаре за стеклом» расскажет обо всех реальных шоу в стилистике Боба Фосса. Это, за отсутствием «Буратино», главная заявка и гвоздь программы. Боб Фосс был очень непростой малый, как мы помним. Он создавал спектакли, в которых была философия, политика, секс, интеллект, изысканность и доступность, делавшая их востребованным коммерческим продуктом, семейным развлечением.

Собственно говоря, это то, чем должен быть настоящий мюзикл – главное медиа, рупор эпохи, какой была, скажем, опера в восемнадцатом и девятнадцатом веке. Именно этого мы ждем от «Кабаре за стеклом». Этого мы ждем от «Музыкального сердца театра».

2–16 февраля. Расписание можно найти на сайте фестиваля.

Что думаешь?
Загрузка
 
Российские фрилансеры заполонили кофейни. Могут ли заведения с этим бороться