Питомцы Карабаса-Барабаса

Дмитрий Петров о том, как помочь новым поколениям менять мир

Говорят, россиянам кажется, что новое поколение хочет в СССР. Не похоже. Юная учительница обществознания Полина Ковалева пишет в Facebook: «Моя ученица не желает изучать плановую экономику. До крика! Настолько ценными стали для нее экономические свободы и товарное изобилие, что она даже слышать не хочет об ином. Это – поколение будущего, каким я его вижу. Оно дает надежду на лучшее!» Вот вам одиннадцатиклассница. Вот – учительница. А вот СССР – царство плановой экономики.

Мне скажут: пример – единичный. А вообще молодежь…

А вообще «просоветские настроения» и впрямь растут у россиян 18-24 лет, сообщает «Би-Би-Си». При этом 47 процентов лиц этого возраста, считает ВЦИОМ, не знают о сталинских чистках. Да, близких больше чем у трети россиян репрессировали. Но дело это давнее и тяжкое… А раздражение от очередей за маслом, «колбасных поездов», продуктовых карточек и талонов на сапоги – почти прошло. Смутно и приятно помнится соль, одолженная соседкой, и баян дяди Юры.

Эти позитивные переживания старшие передают молодым. А телек несет киноистории, где Лаврентий Берия, Феликс Дзержинский, Виктор Абакумов и прочие монтажники тоталитарной системы совсем не злодеи. Попутно советскую трагедию широко «микшируют» интернет, газеты и книги.

То есть, цитируя сведения о росте в молодежной среде и обществе «тоски по советской жизни», важно помнить: в мире медиа ничто не творится само. Все, что он несет аудиториям, специально создано, сведено и запущено. «Тоска по Союзу» тоже. Где вы о ней узнаете? В лесу? Нет. В СМИ. Но вот вопрос: кто вам ее транслирует? И – зачем?

Рано или поздно мы узнаем ответ. А пока – глядим на статуи вождей и героев на площадях. На герб СССР на МИДе. На звезды сталинских высоток и серпы-молоты на стенах. А в московским или питерском метро – на красные флаги, Ильичей, мозаики и барельефы, поющие про «эх, хорошо в Стране Советской жить» и битвы за коммунизм. Впечатляют революционные вилы и горящие усадьбы на станции «Шоссе энтузиастов».

Не правда, что все глядят на них, как в афишу коза. Все это – элементы управляющей знаковой системы, созданной для неявного внедрения клише своего и правильного. Они годами работают с миллионами людей всех возрастов. И с юными тоже.

Зачем? Чтобы их использовать.

Вожди разных стран и эпох издавна относятся к новым поколениям как Карабас-Барабас к куклам своего театра, которых с выгодой использует.

Для Ленина новое поколение – это ресурс его проекта, стержень Коммунистического союза молодежи (РКСМ) – боевого отряда партии. Его создают в 1918 году Лазарь Шацкин, Ефим Цетлин и Оскар Рывкин. Кто рушит церкви? Комсомол. Кто рубит «контру»? Комсомол. А ловит «гадов»? Комсомол. Вроде, вот они – кадры сталинщины. Но в 1937-м Шацкин, Цетлин и Рывкин и тысячи их товарищей гибнут. Из семи глав комсомола 1918-1938 годов остается в живых один – Александр Мильченков. И тот 15 лет сидит. И не случайно.

Их считают опорой злейшего врага – Льва Троцкого, который, бросив в массы лозунг «Молодежь, учись политике!», зовет ее к борьбе со Сталиным и его аппаратом. Но аппарат силен, и Троцкий изгнан. С тех пор и еще на 70 лет молодежь официально живет с девизом «Партия сказала – комсомол ответил: «есть!», а неофициально – тусит как может, пляшет рок-н-ролл, заужает брюки, скупает шмотки у фарцы. И сама фарцует.

– Что такое ВЛКСМ?

– Весьма лихой коммерческий союз молодежи.

Он и впрямь дает плеяду дельцов. Создатель ЮКОСа Михаил Ходорковский, глава «Пилот менеджмент» Владимир Зюкин, зампред совета директоров АФК «Система» Вячеслав Копьев... Они и ряд других – оттуда. Поют ли они теперь песню «Комсомольцы-добровольцы»?

А что в тут странного? Многие «старые акулы» красного китайского бизнеса – родом из гвардейцев «великого кормчего» Мао Цзэдуна.

Это он в 1966-м через головы взрослых и умеренных партийцев зовет юных невежд «продолжать революцию» и открыть «огонь по штабам» и «старикам-перерожденцам» – т.е. по системе управления. Стать мотором жесткой чистки – «культурной революции». И они крутят пламенный мотор – идут в хунвейбины («красные стражи») и цзаофани («бунтари») – громить все «буржуазное», культуру, экономику и образ страны.

Сотни тысяч людей гибнут, их «перевоспитывают» в лагерях, включая и юношу Си Цзиньпина – нынешнего лидера КНР. Книгой цитат вождя из них в прямом смысле давят «яд капитализма». С ученого Чэн Цзиньу сдирают волосы вместе с кожей. Музыкантам ломают пальцы древками знамен. Настоятелю Шаолиня ломом крошат позвоночник.

В 1978-1979 все это объявляют в Китае эрой «феодально-фашистской диктатуры». И сейчас ни жертвы, ни громилы не говорят, что «все было правильно», а вместе делают бизнес.

Меж тем, в Париже в мае 1968 Красный Дани – студент Даниэль Кон-Бендит – становится символом бунта в Париже и Западной Европе. Он пленяет Сартра и Фуко, требует невозможного, пишет книгу «Большой базар» и, в конце концов, идет в Европарламент, где в 2002-м возглавляет фракцию зеленых.

Другой – американский – вожак молодежи Джерри Рубин, вместе с другом Эйбби Хоффманом создает леворадикальное движение йиппи; пишет книгу «Do it! Scenarios of the Revolution» – «Сделай это! Сценарии революции»; требует уничтожить общество потребления; поддержав в 1968-м сенатора-пацифиста Юджина Маккарти, устраивает битву студентов с полицией в Чикаго; курит в суде марихуану; дружит с Джоном и Йоко и… становится успешным дельцом. А через годы, дискутируя с братом по баррикадам Эйбби Хоффаном заявляет: «создание богатства – вот Американская Революция».

Ну а Хоффман – одаренный организатор, сильный оратор, автор книг «Революция любой ценой», «Нация Вудстока», «Укради эту книгу» и других, не отрекается от жажды изменить мир, и… кончает с собой в 1989 году. Еще молодым – всего в 53…

Казалось бы, Карабас-Барабас со своей задачей справляется. Но тут выясняется: эти люди и движения дают миру новый и мощный заряд творческой энергии. Приходя во власть и в бизнес, трансформируют социально-политическую систему в сторону открытости и динамичности. И кто бы и что ни говорил о «глубинном народе», он так и возится там в глубине, а новые поколения разрабатывают, продают и внедряют новые решения и технологии освоения космоса, коммуникаций и управления. А также новые классы. И общество в изумлении вдруг обнаруживает, что развивается.

Мыслитель Марек Эдельман пишет, что подлинно масштабных и высоких перемен «может добиться лишь новое поколение». А «правительства на это не годны». «В недавние десятилетия, – считает он, – молодежь не раз меняет мир. Это она переворачивает сознание в Европе и Штатах и завершает войну во Вьетнаме, а не власти».

Но делает она это не только где-то там – давно на Западе и Востоке, а здесь и сейчас.

Новое поколение являет себя в гражданской активности, в профессиях, и в бизнесе. Немало ярких общественных персон сегодня – молоды. Авторы успешных проектов в сфере искусства и коммуникаций – тоже.

На наших глазах новое по возрасту поколение превращает себя в новое поколение новых видов деятельности – организованной и целенаправленной. Но готово ли оно принять ответственность и исторический мандат от пап и мам? Тех, что видят, как власть в разных странах уже берут 30-40-летние. И пытается справиться с этим вызовом, вновь примеряя бороду Карабаса-Барабаса.

Но в каждом вызове главное – отношение к нему. И не пора ли Карабасу определиться с этим отношением? Понять, что без новой энергии и новой (другой!) ментальности не изменить, то есть – не развить – ни страну, ни мир. И если сегодня у него еще есть власть (в любой мере и любом смысле), значит, есть и возможность помочь. А не сбивать новый молодой народ с толку байками про «эффективного менеджера Сталина», «стабильную эпоху Брежнева», «план Андропова» и «радостную жизнь на просторах бывшего Союза ». Хотите быть и остаться в истории? Не используйте молодых, успешных и грамотных. А вступайте с ними в новый союз. Как можете широко откройте им путь в культуру, бизнес и политику. И, возможно, этот союз построит новую страну.