Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Хранители свободы

19.04.2013, 10:38

Семён Новопрудский о политической роли науки и искусства

За сохранение стремительно сужающегося пространства внешней свободы и шансов на развитие страны в современной России придется отвечать науке, искусству и, страшно сказать, доедаемым эпохой остаткам честной журналистки. Наступили времена, когда культурное сопротивление, пропаганда культа знаний в противовес культу бездумной лояльности и откровенного варварства под видом так называемых традиционных ценностей становятся едва ли не важнейшей формой мирного протеста.

Триумфальное шествие мракобесия на Руси под водительством облеченных властью людей приносит нам новости в стиле пьес Беккета или Ионеско практически каждый день. На днях комментатор всего, что шевелится, заместитель секретаря генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы

Сергей Железняк внес свою лепту (или, если патриотично оперировать российскими денежными знаками, вставил свои пять копеек) в театральное искусство.

Он предложил законодательно запретить пропаганду педофилии в театральных постановках. Таким образом этот государственный муж отреагировал на присуждение главной национальной театральной премии «Золотая маска» за лучшую оперу «Сон в летнюю ночь» Бенджамина Бриттена, сделанную в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко англичанином Кристофером Олденом. «Дико, когда российской театральной премией «Золотая маска» награждается опера «Сон в летнюю ночь», извратившая метастазами педофилии шекспировское произведение до неузнаваемости режиссером Кристофером Олденом, активно декларирующим свою нетрадиционную сексуальную ориентацию», — заявил Железняк не без налета поэтичности. Видать, посмотрел спектакль, и проняло его до глубины души это «извращенческое» искусство.

Но дело не в железняках с милоновыми. Это просто голоса эпохи. Путинская Россия стала страной, где посредственность не просто торжествует. Она еще и становится все более воинствующей: при поддержке государства, а часто и его именем навешивает политические или моральные ярлыки на каждого, кто не согласен с властью или просто осмеливается профессионально заниматься своим делом. Социальные лифты в этой стране работают только для тех, кто бездумно готов поддерживать любую властную глупость.

Надпись «педофил» на музее Набокова — одного из лучших русских и одновременно американских (как считают сами американцы) писателей, погромы выставок современного искусства, визит православных агрессоров на спектакль в «Театре.doc» про Pussy Riot по форме ничем не отличаются от так возмутившей часть нашего общества акции самих Pussy. Отличаются по сути. Действия тех же ряженых казаков с АЖП (именно так в советские времена, в скверной пародии на которые мы с вами сейчас живем, именовали «активную жизненную позицию») тоже можно числить по части современного искусства. Чем не перформанс? С той лишь разницей, что за ними стоит недопустимая ни в каком интеллектуальном и творческом акте эстетика и этика погрома.

В сегодняшней России любая выставка, любой спектакль, любая книга, расширяющая наши представления о мире, являющаяся честным, свободным и талантливым художественным высказыванием, серьезное занятие наукой становится еще и актом гражданского неповиновения, сопротивления бреду бытия. В этом смысле замечательный просветительский сайт postnauka.ru едва ли не более важен для выздоровления страны от политической паранойи, чем мирные уличные акции протеста. Разумеется, не стоит умалять значения гражданской и политической активности. Однако создание в так называемых очагах культуры — театрах, арт-галереях, приличных СМИ, научно-исследовательских институтах, а также в некоторых бизнес-компаниях — атмосферы свободомыслия и творчества оказывается не просто условием нормального существования самих науки, культуры, журналистики, частного бизнеса. Это и форма сохранения свободы в стране — хотя бы в этих отдельно взятых резервациях духа. Это и способ воспитания настоящих граждан. Все передовые продукты человеческой цивилизации — плод свободного ума. Рабы не в состоянии создавать не только современные технологии, но и настоящее искусство — что новаторское, что консервативное.

Причем культ знаний и вольной мысли может стать даже средством контрпропаганды в момент, когда власть столь явно напирает на некие традиционные ценности, пытаясь представить Россию краем неких высокодуховных идиотов. В том же Советском Союзе если и было что определенно не позорное, так это точные и естественные науки, а также отдельные представители наук гуманитарных. Культ ученых и инженеров в 60-е годы прошлого века — как раз та советская традиция, которой вполне можно следовать и сейчас. Уж точно не хуже, чем возрождать нормы ГТО или открывать кафедру теологии в вузе, главной специализацией которого является ядерная физика.

Ничего не поделаешь, бывают времена, когда «больно умный» становится синонимом оппозиционера.

В любом случае, если к реальной власти придут люди с АЖП и мозгами тех, кто пишет «педофил» на музее Набокова или пытается законом запрещать что-либо в театральных постановках, не поздоровится никому. Закручивание гаек, посадки оппозиционеров и ставка на воинствующую глупость представителей серых масс — настоящий революционный коктейль. Пространство свободной мысли и знаний может хотя бы отчасти нейтрализовать его разрушительное действие. Надо пытаться жить вопреки времени, тем самым исподволь меняя его.

А не получится — снова поплывут из России философские пароходы.