Дедка за рэпку

21.12.2018, 08:30

Семен Новопрудский о новой «придворной музыке»

В России появилась такая тема: дедка взялся за рэпку. Нет, это не детская сказка. Это — недетская сказка. Российское правящее сословие на фоне волны запретов концертов всевозможных, как сказали бы лет 50 назад, молодежных исполнителей и творческих коллективов – всерьез решило использовать рэп как способ «правильного воспитания» подрастающего поколения.

Реклама

В течение ноября-декабря в разных городах России по разным причинам — от «запрета на использование ненормативной лексики» до «низкого художественного уровня» — серийно отменили концерты Элджея, Хаски, групп IC3PEAK и «Френдзона». Хаски даже после одного такого отмененного концерта арестовали за «хулиганку». Правда, он стал практически единственной арестованной в России резонансной персоной, кого выпустили практически сразу. Даже у Мамаева с Кокориным пока не получилось, не говоря уже о каких-нибудь сидящих режиссерах или экс-министрах.

Ну, отменили концерты — и отменили. Эка невидаль. Мало ли чего в России отменяют. Здравый смысл. Развитие. Нормы морали. Вон до 1917 года была одна мораль, а потом стала другая. Так и называлась — «Моральный кодекс строителя коммунизма». Между прочим, с десятью заповедями долгое время соревновался и побеждал. Его, правда, тоже забыли моментально, как только стройка коммунизма заросла историческим бурьяном.

Но с этими конкретными запретами концертов возникла проблемка: уж больно велика степень популярности запрещенных исполнителей в стране. Причем, прежде всего у молодых — тех, кто, по крайней мере, в картине мира начальства, телек не смотрит в принципе. И потому игнорирует важную информацию о том, кто для нас в мире хороший (спойлер: да практически никто, кроме нас самих), а кто — супостат.
Вы же помните, какую бурную реакцию, в том числе у государственных мужей, вызвал рэп-баттл Оксимирона и Гнойного 6 августа 2017 года. И сколько было просмотров — ни одно культурное событие в стране и близко не вызывало подобного ажиотажа в Сети.

После того рэп-баттла несколько недель казалось, что Россия — страна не Пушкина и Лермонтова, Ахматовой и Мандельштама, Бродского и Евтушенко, а конкретно Оксимирона и победившего его Гнойного.

Масштабы впечатляют. У трека Элджея и Feduk`a «Розовое вино» — 180 миллионов просмотров на ютьюбе. У «Смерти больше нет» группы IC3PEAK — 10 миллионов. Кстати, очень красивое видео. Только текст у композиции какой-то нехороший, прямо-таки вредный. Один рефрен «пусть все горит, пусть все горит» чего стоит!

Скверно получается. Реальные кумиры молодежи поют (или читают под музыку – раз уж они рэперы) совсем не то, что говорят в новостях по телевизору. И вот уже в Госдуме внезапно проходят слушания про рэп с участием сильно вегетарианских представителей этого жанра Ромы Жигана и Птахи. Обсуждают, как сблизить рэп с «текущей повесткой».

А дальше и вовсе сенсация. Ловите цитату: «Тема рэперства привлекла внимание оргкомитета, и я подумал, может быть, стоит Министерству культуры подумать о грантовой поддержке этой современной формы поэтического и музыкального творчества». Знаете, кто это сказал? Глава службы внешней разведки Сергей Нарышкин, по совместительству председатель оргкомитета по поддержке литературы и книгоиздания.

Панч Сергея Нарышкина подхватил Вася Обломов, тут же записавший «Рэп, устремленный в будущее», в котором живо представил, что именно сочинят на государственные гранты рэперы. Получился довольно точный краткий пересказ вещания главных телеканалов страны.

Идея «воспитания молодежи» путем перевоспитания стара, как мир. Во-первых, пожилые люди всех времен и народов почему-то свято уверены, что «молодежь нынче пошла не та, вот мы-то в их годы…» Во-вторых, в эпоху интернета начальству хочется говорить с теми, кто моложе на 30-40 и даже 50 лет, их языком. Поэтому, еще до рэперов, власть на разных уровнях так активно начала окучивать юных блогеров и видеоблогеров.

Беда в том, что рэп даже по самой своей сути не очень тянет на роль «придворной музыки» или «придворной литературы», если брать во внимание тексты.

Пересказ программы «Единой России» на языке Хаски, Элджея или даже Птахи едва ли сделает ее ближе молодым людям. Вообще есть такое ощущение, что времена «придворной музыки» и в России, и в мире прошли. Кино и литература еще могут исполнять госзаказ (те же телесериалы вполне «канают» для инкорпорирования в общество правильных, по мнению государства, ценностей), а вот музыка как-то подводит.

То есть, конечно, и в российской, точнее, в позднесоветской истории был момент, когда считалось, что попса само собой всегда за власть, настоящий рок как бы должен быть против. А рэпа в СССР не было вовсе, если не считать рэперами Владимира Владимировича (Маяковского) и Андрея Андреевича (Вознесенского). Но, например, в России на выборах 1996 года рокеры дружно топили за Ельцина. Сейчас они разделились по отношению к власти — на одном полюсе Андрей Макаревич, на другом — Юлия Чичерина и Александр Ф. Скляр. Но в большинстве своем — совершенно аполитичны и находятся в нулевой гражданской позиции.

Да, рэп собирает миллионы просмотров (политикам любого калибра, рокерам и даже попсе, за исключением кого-нибудь вроде группы «Время и стекло», даже не Стаса Михайлова, такое и не снилось). Но в целом ролевой моделью поведения никакие музыканты, в том числе рэперы, для молодежи в России давно не являются. Молодежные субкультуры не подражают именно музыкантам и не живут буквально по их текстам. Не доживать до пенсии именно «как Сид и Нэнси» никто вроде не стремится.

Желание жить в угоду конъюнктуре и сделать карьеру вполне свойственно и сейчас многим молодым людям. Таких не надо ни в чем убеждать. Они и без телевизора будут — или прикинутся — лояльными. Как комсомольцы-атеисты могут обернуться православными бизнесменами, мы могли наблюдать воочию последние 30 лет — процесс начался еще до распада СССР, в горбачевскую перестройку. Тех молодых, кто не парится на тему карьеры и политики, тоже ни в чем убеждать шершавым языком русского рэпа не надо. Им пофиг.

Остается последняя группа, ради которой может быть затеян эксперимент с рэпом за государственные гранты — протестная. Такая попытка перевербовать их за счет перевербованных государством рэперов. Но рэперы никогда ни у кого не ассоциировались с каким-то респектабельным державным поведением. Скорее, наоборот — с бытовым криминалом, обсценной лексикой и употреблением запрещенных веществ. Поэтому запросто может получиться, как с некогда активно проводившимися фестивалями «Рок против наркотиков», которые в народе не без доли правды прозвали «Пчелы против меда».

… Хотя Элджей, Хаски, «Френдзона» и IC3PEAK в концертной программе «Так победим! Рэп против НАТО. Пусть у них все горит, а у нас все пи…(хорошо, в общем)» в Колонном зале Дома союзов. В этом что-то есть…