Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Потерянное «я». Групповое помешательство

Если уж говорить о главной национальной черте жителей нашей страны, я бы, отбросив все прочее, на первое место поставила стремление любой ценой прибиться к той или иной группе носителей каких угодно, пусть даже самых завалящих, корпоративных ценностей.

Помните шотландца Артура из моей прошлой колонки? Того самого, что приехал в Россию и удивился, как недалеко у нас люди планируют будущее. Так вот, еще больше он был удивлен этой совершенно патологической потребности наших людей пристроиться к какому-либо корпоративному обозу.

Однажды его жена, которая работала в представительстве британской фирмы в России, потеряла серьезный контракт прямо в день подписания — ее контрагент передумал. Оказывается, накануне он познакомился с главой аналогичной компании и, не раздумывая, решил заключить сделку с ней, потому что ее директор когда-то служил в топографических войсках. «Мы же, — говорит, — картографы!» И плевать, что между ними 10 лет разницы в возрасте, что один служил на Урале, а другой — под Ленинградом, что товар и условия у этого картографа хуже, а цены выше! Для нашего человека корпоративная, пусть и призрачная ценность важнее реальной выгоды.

Шотландец с женой три дня ходил тогда по барам Москвы — не умел на трезвую голову понять, что случилось. Он сам никак не мог вообразить, что у себя в Британии будет при ведении бизнеса предпочитать тех, допустим, кто носит с ним одинаковые рубашки, болел за тот же футбольный клуб или родился в том же самом роддоме.

Нет, ну правда, я не могу представить британца или американца, который выбирает себе друзей или партнеров по бизнесу, исходя из интересов землячества и рода войск, в котором те служили. Воображаю уроженца Нью-Йорка или даже французской глубинки, к которому пришел бы какой-нибудь мутный тип и сказал: «Да у меня тоже сенбернар и дочь тоже гимнастикой занимается». И они бы сразу отправились вместе выпить, а потом наладили дело по поставке запчастей для грузовых вагонов.

Это невозможно. Никто там не будет объединяться и дружить только потому, что люди родились в одном городе, служили в одинаковых частях или мамы их носят одни и те же имена. А у нас сплошь и рядом.

Половина попоек в поездах начинается со слов: «И у меня жена (дочь, мать, теща, сестра...) Любка! Ну, по одной!»

Тягу к корпоративному духу проявляют в России порой самые неожиданные люди. Недавно я спорила о литературе с одним известным правозащитником, который некогда отсидел срок по экономическому делу. И он вдруг агрессивно занял позицию какого-то малограмотного товарища. Как выяснилось — потому, что тот 20 лет отсидел в тюрьме. В споре, повторю, о литературе.

Вот так ты строишь… неважно что — бизнес, дружеские связи, разговор, а потом у человека включается внезапно корпоративная задняя передача, он с уханьем разворачивается и идет уже на тебя стеной. Предугадать, по какой именно линии своего опыта он решит объединиться с подвернувшейся группой, невозможно: это могут быть незнакомые ему бывшие солдаты топографических войск, выпускники ветеринарной академии, где он в юности учился, ученики спортшколы, в которую он сам ходил.

Вы можете планировать с человеком большое общее дело, а потом он встретит сослуживца по Афганистану, которого лично никогда раньше не видел и который, однако, отговорит его от любых начинаний. И человек послушает, потому что принадлежность к некоему афганскому братству для него важнее любого дела и любой выгоды.

Наши люди живут под тяжестью ненормальной потребности даже на самом ровном месте находить себе группу и к ней пристраиваться. Общинное сознание. Советские годы лишь усилили его, однако именно эта наша национальная черта — отнюдь не советская, она уходит корнями чуть ли не в средние века. Но даже и прошлое неважно — куда важнее тот факт, что у наших людей крайне не развит индивидуализм. Эгоистичность, «моя хата с краю» — это есть. Это маскировка трусости, отсутствия любопытства, безынициативности. По-настоящему наш национальный характер проявляется в этой нездоровой тяге к корпоративизму, потому что за ней наши люди прячут отсутствие крепкого «я» и страх остаться наедине с собой. Они вообще в одиночку чувствуют страх, поэтому всегда рады примкнуть хоть к кому-то.

Зачем дружить и, тем более, вести бизнес с незнакомым тебе человеком только потому, что он в армии тоже составлял карты? Да потому что вдвоем они — сила. Ну, то есть можно себе позволить крикнуть: «Картографы, брат, это сила!» И все! Больше никакой выгоды. Иллюзия мощи объединения. Вдвойне, даже втройне плачевная оттого, что в реальности люди у нас для дела не объединяются и, тем более, никак себя не защищают.

За границей нет крепких русских диаспор. В России землячество никакой роли не играет.

Земляк нужен в Москве, чтобы в баре поднять рюмку и крикнуть: «Ну, за нас, за рязанских!» Больше ни на что это чувство солидарности с земляками не годится, потому как люди у нас не объединяются вместе против общего бытового врага, за общее дело, в общих интересах. Не умеют.

Это в царской России были профессиональные группировки владимирских, тульских, тверских, которые делили в Петербурге и Москве сферы деятельности: одни традиционно становились половыми, другие поварами, третьи держали в руках извозчичий промысел. Можно было приехать в Петербург, прийти на ямской постой, сказать: «Таких-то буду», — и тебя брали на работу. Потому что земляки и потому что профессиональная репутация землячества.

Но все это в прошлом, объединяться за или против чего-либо наших людей отучили годы советского террора. Отобъединялись. Сегодня стремление найти себе друга из числа земляков рудиментарно. Ничего, кроме минутного удовольствия от нахождения в мнимой группе, оно не дает.

А в группу нашим людям ох, как хочется. По-настоящему масштабы этого явления я поняла в студенчестве, когда на филфаке подобралась к финалу изучения истории российской и зарубежной литературы. В те годы я и сделала для себя открытие: очень многие западные литературные направления выделялись порой не только без участия самих вписываемых в них литераторов, но и после их смерти.

Например, Озерная школа в Англии — достаточно условное определение, данное критиками скорее в насмешку. Сами Вордсворт или Кольридж себя по месту пребывания не идентифицировали и вообще считали, что общность их поэтических традиций связана с непреодолимым развитием поэзии. Романтизм — высшая точка ее развития на тот момент, каждый из романтиков «озерной школы» считал, что добрался до этой точки самостоятельно, никакой школы он вокруг себя не видел.

То же — с символистами во Франции. Литературный Париж конца XIX — начала XX веков объединялся по каким угодно признакам, но не цеховым. Единственным примером манифестационного объединения деятелей искусства в группы являлись и являются живописцы: символисты в литературе не объединялись, а художники — да. Это связано с особенностью художественного процесса, выставочной деятельности. Цеховое объединение художников понятнее, объединение литераторов — странно. Поэтому французские символисты в кафе выпивали с кем угодно, вплоть до консерваторов. Поэты Франции могли объединяться по какому угодно признаку, включая политические взгляды, но потребности объединиться, чтобы вместе создавать цеховую поэзию, у них не было. И в этом — огромное отличие от литературного процесса в тогдашней России: во Франции символисты пили и объединялись в кружки с кем угодно, а у нас — с символистами, как и футуристы — с футуристами. Причем, кубофутуристы не дружили с эгофутуристами — между ними была пропасть.

Как только новая политическая реальность в советской уже России дала возможность писателям и поэтам создавать не просто кружки, а могущественные объединения, посыпались из них РАПП, ВОАПП, Союз писателей. Очень быстро художественный плюрализм в советской России был уничтожен, однако поэты и писатели сами массово побежали в безальтернативное творческое объединение. И не только, как мне кажется, за преференциями — у них оставалась неудовлетворенной сама потребность объединяться вокруг каких бы то ни было коллективных ценностей.

Единицы из тех, кто не уходил в официоз и в соцреализм, в своем подполье тоже объединялись. Сколько художественных группировок было в советском андеграунде?!

Сегодня российские литераторы переживают коллапс. Никаких художественных направлений нет, бедному писателю или поэту решительно некуда приткнуться, даже Союз писателей тягу к корпоративизму не удовлетворяет — членство в нем заочное, практически никаких общих дел у членов союза нет имеется. Поэтому современные писатели встали на скользкий патриотический путь.

Все эти заигрывания с политической повесткой, современные почвенники, певцы партии власти идут от неудовлетворенной потребности объединяться ради объединения. Есть писатели-государственники, писатели-либералы. Зачем им ось, на которую они добровольно нанизываются? Они попросту боятся остаться наедине с собой и читателями.

Ну и есть у нас высшая форма национальной трагедии — цеховая журналистика. Даже здесь не унимается тяга наших людей дружить и объединяться вокруг одной какой-то общей идеи и против идей чужих. Это важно — дружить надо не только за, но и обязательно против. И все бы ничего, но у якобы независимого журналиста вместо холодной головы и непредвзятого взгляда после вступления в негласную корпорацию мир в голове тут же делится на две части, которые населяют свои и чужие. Чужим — вся строгость гражданского контроля, своим — безусловная поддержка.

В России очень мало людей, которые бы коротко себя характеризовали: «Я — Маша Иванова», «Я — Иван Петров». Ну или в крайнем случае ограничились бы указанием профессии и семейным положением. Наш человек — в обязательном порядке еще и «бывший десантник», «уроженец города Владимира», «сторонник социализма», «любитель пива», «фанат «Игры престолов» и пр., и пр. Это все — социальные статусы, которые дают человеку возможность объединяться с другой, как правило, мнимой корпорацией вокруг нехитрых ее ценностей. Таких же мнимых и не дающих ничего, кроме ложного чувства защиты своего маленького «я» силами большой могущественной группы.

Новости и материалы
Российской армии предложили быстрые укрытия для зоны боевых действий
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Потомок Наполеона Бонапарта будет кандидатом на выборах в Европарламент
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Все новости