Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Садо-мазо-Золушка

режиссер, публицист

Слушайте, британскую монархию только ради этого одного надо беречь и лелеять. Чтобы жил архетип: золушка выходит замуж за принца. И принцы сами нужны именно ради этого: чтобы новые золушки (прямо с конвейера) все выходили и выходили. Американка Меган Маркл, которая выходит за принца Гарри, из Золушек чуть выросла: старше принца, разведена, играет в американских сериалах каких-то незолушек — в общем, молодая была немолода, как сказал классик. Но судя по огромному интересу, который вызывает подготовка к свадьбе, судя по количеству сплетен и букмейкерских ставок, какое платье Меган выберет на церемонию, — этот брак воспринимается именно в принцево-золушкиной парадигме.

Сюжет о Золушке — это наше все. Когда брак отменят, когда не будет ни мужчин, ни женщин, когда пол станет исключительно вопросом свободного выбора — из прошлой жизни останется одно: мечта выйти замуж за принца.

Это, видимо, самый популярный «бродячий сюжет» в мире, и у него, между прочим, около тысячи воплощений в фольклоре разных народов. Самая ранняя версия сказки обнаружена... ну, конечно, в недрах самой первой цивилизации мира — на египетских папирусах. Первое, что придумал человек — это сказку о Золушке, о том, как одна хорошая девушка резко улучшила свое положение, перепрыгнув из «несчастья» в «счастье».

Почему это такая существенная для нас для всех сказка? О чем она? О том, что мир несправедлив. И восстановить справедливость могут только: любовь (принц) и чудо (фея) — причем навалившись вдвоем. Ведь Золушку в сказке спасала не столько любовь принца, но целая волшебная армия.

Как эволюционировал этот архетип сегодня? Вот все уже основы прошлой жизни рухнули, а посреди океана феминизма гордым буревестником реет мечта выйти замуж за принца, за красавца, за высочество, а сама вся такая в белом, вся такая в винтажных кружевах, в провокационных прозрачных вставках, разрезах до бедра, и с мелкими стразами, и на лабутенах. Вся валюта отношений рухнула, все ценности брака поблекли, только блестит в пыли этот единственный золотой.

Когда-то выйти замуж за принца хотели все. Это был единственный доступный социальный лифт — в отсутствие других социальных лифтов. Как мог человек раньше выбиться из грязи в князи, если только не выгодно женившись/ выйдя замуж? Никак. О браке с богатым/ богатой мечтали люди. Но переход из Золушек в принцессы был наглухо задраен. Только разве что чудо... Перемещение из одной социальной группы в другую было закрыто железным занавесом. И щели законопачены. Человеческое общество прежде всего оберегало именно непроницаемость межсословных границ.

Сегодня же прыгай из шахтеров в миллионеры сколько угодно — социальные лифты ездят ежедневно вверх вниз. Невзирая на то, на каком этаже ты вступил в этот мир. Все в твоих руках.

Ан нет, это все равно единственная скала, которая откололась в наш большой шторм от горы старых ценностей и так и стоит в назидание народам древности. Хочу замуж за принца и чтоб вся в белом! И ленты? И ленты! И винтаж? А то! И платье в пол, нет, не в пол — а шлейф, шлейф длинный такой! Беелый. И пажи чтоб его несли? Пажи? А что, есть и пажи? У нас все есть! Мечтайте на здоровье!

Принц не просто богач. Принц — почти бог. Принц как Деус экс махина («Бог на машине» в конце каждой драмы невероятным образом вытаскивает женщину из клетки, в которой ее держит несправедливо устроенное общество).

Сказки про Золушку популярны до сих пор и будут популярны всегда. Ведь успех любого фильма зиждется на том, насколько авторы фильма смогут найти новое воплощение архетипического сюжета. Ну, конечно, популярнейший фильм «Красотка» (Pretty woman) с Джулией Робертс, например. Но это фильм тридцатилетней давности. А вот новенькое... Во что превратилась Золушка в наши дни? Это садо-мазо-Золушка из знаменитого фильма «50 оттенков серого». Да-да, это тоже Золушка. Что, не узнали? Никакого таланта не хватит, чтобы описать эталонное убожество этого фильма, это мимими садо-мазо. Золушка — бедная студентка литературного факультета, подрабатывает ночами в хозяйственном магазине, девственница. А интересно, почем сейчас девственность? Сколько она теперь весит? Много? Мало? Ничего? В наш-то век... Что это? Сверхценность? Или откопанный палеонтологами мамонт?

Кстати, люди, которые занимаются психоанализом сказок — о, они большие чудаки, эти люди — они уверяют, что хрустальная туфелька в классической сказке о Золушке символизирует девственную плеву, и потому ее потеря на тусовке на балу значит больше, чем кажется на первый взгляд.

Так или иначе, новая Золушка — девственница, погружена в университетские штудии. Тут-то и находит ее «прынц». Миллиардер, красавец, спортсмен. Но только вот садист и извращенец... Встретились как-то садист с мазохистом. А садист ему и говорит: «А я тебя мучать не буууду». (И тут он, знавший толк в удовольствиях, сладострастно улыбнулся и мерзко захихихал, видимо).

В общем, не стал принц Золушку мучать, один раз только шлепнул. А все почему? Потому что режиссер — дурак, дай ему бог здоровья. А еще потому, что сегодня Золушку в принципе сложно поставить.

Потому что как сегодня эволюционировала героиня? Ей около сорока. Она успешна. Да, мечтает о традиционной жизни женщины. Но какая уж тут традиционная... Ее главная задача сегодня — проникнуть в мужской мир: стать солдатом, стать боксером. («Солдат Джейн»). В этом главный конфликт фильма: сможет — не сможет. Как при этом остаться женщиной-то? («Эрин Брокович»).

Но сюжет живуч. Больше даже в жизни, чем в кино. Почему? Давно не произносила вслух этого слова. «Халява»!

Изменить свое социальное положение можно... Но то ж трудиться надо. Зато можно без труда взять и схватить бога за бороду: просто понравиться принцу. Охота за принцами до сих пор полностью занимает умы современных женщин в такой далекой от мира деревне, как Москва.

В чем суть сюжета еще раз? В чудесной телепортации главного персонажа из сферы «плохо» в сферу «хорошо», в получении тех благ, которых он был лишен. Но благодаря чему?! Золушка — синоним труженицы. Ну, если уж кто и заслужил лучшей участи — так это она. А в наше время вера в принца превратилась в веру в халяву. Что нужно делать, чтобы выйти замуж за олигарха? Ничего. Надо хорошо выглядеть.

На нашей почве этот архетип превратился в миф о халяве, о халявном перенесении из грязи в князи. К тому же он соединился с революционной российской традицией: кто был ничем — тот станет всем. А может, наоборот. Может, сама революция — это реинкарнация сказки о Золушке — о глобальной пролетарской золушке, которая становится госпожой. Страшно, друзья.

P.S. Ну в общем, недолго потерпеть осталось, скоро узнаем, в каком платье выйдет замуж красавица Меган Маркл. В платье израильтянки Инбал Дрор, или англичанки Виктории Бекхэм, или американского модного дома Оскара де ла Рента. Скоро.

Эх, такую Золушку увели... прямо из стойла...

Новости и материалы
Госдума РФ поддержала расширение Арктической зоны
Защитник хоккейного «Динамо» сравнил себя с экстрасенсом
Двухлетних двойняшек спасли из запертой квартиры в Новосибирске
Царев и Поклонская встретились в центре Москвы
Политолог объяснил позицию РФ по диалогу с США о контроле над вооружениями
Немецкого военного обвинили в шпионаже в пользу России
Ранившего полицейского ножом жителя Ленобласти отправили в СИЗО
Ряд банков Армении прекратит обслуживать карты «Мир» с 30 марта
«Азов*» выразил желание ловить украинских уклонистов вместо военкоматов
На Украине рассчитывают получить боеприпасы от ЕС в апреле
В Ростовской области нашли живым пропавшего восемь месяцев назад мужчину
Россия запустит прямые перелеты в пять новых стран
В Новосибирске подросток сорвался в овраг и сломал шейку бедра
Ученые назвали факторы благополучного взросления ребенка
Тарасова двумя словами описала МОК
Петр Толстой призвал вернуть советские выпускные экзамены
Новосибирец уснул на улице и вмерз в бетон
Россиянка установила рекорд, родив сына и дочь с разницей в 34 года
Все новости