Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Причуды воцерковления

На закате советской власти (и я там был) все было кристально ясно обычному православному верующему: мир во зле лежит, и единственный способ что-то изменить к лучшему – это воцерковление. Церковь, загнанная в гетто, должна не просто получить свободу, но стать руководящей и направляющей силой нашего общества, и тогда все пойдет в правильном направлении. Помню, как подростком слушал разговоры взрослых за рюмкой чая: вот отдать бы всю полноту власти в стране патриарху (тогда еще Пимену) – это и было бы решением всех проблем! Не все соглашались с таким подходом, но он, во всяком случае, не казался безумным.

Потом начались лихие 90-е, а мир по-прежнему лежал во зле. Возрождались храмы, в них возобновлялось богослужение, в их стенах было не без проблем – но стоило выйти на улицу, в дикий капитализм, в царство чистогана, бандитизма и порнографии (да, так тогда это виделось), и всякий нормальный верующий понимал очень четко, где проходит граница между церковью и миром и чем они отличаются друг от друга.

Но все как-то постепенно устроилось: и храмы восстановлены, и службы возобновлены, и литература издана, батюшки проповедуют в СМИ беспрепятственно, епископы участвуют в принятии государственных решений. Масштабное воцерковление общества из мечты стало реальностью – да, не до конца, но результаты уже видны. Так что можно судить по плодам, говоря евангельским языком.

Мы думали: все наши проблемы от того, что недостаточно молимся, нестрого постимся, редко причащаемся. А еще читаем не те книги, смотрим не те фильмы, думаем не те мысли.

Вот воцерковимся по-настоящему, и не только мы, а и все окружающие…

В огромном количестве случаев речь, по сути, шла о распространении церковной субкультуры: люди одевались определенным образом, говорили на определенные темы определенным языком, совершали определенные действия, словно играя даже не в реальную Россию XIX века, а в ее идеализированную версию. Этакая ролевая игра.

Но проблемы-то все остались. Околоцерковные скандалы последних лет показали: можно очень много молиться и строго поститься, можно достичь 80-го уровня в этой ролевой игре – и при этом оставаться, скажем так, крайне несовершенным человеком. Можно проповедовать воздержание и обличать западную цивилизацию потребления, но при этом роскошествовать напоказ. Можно проповедовать добродетели или обличать пороки, но все это в абстракции – а жить при этом в мире реальной политики и серьезных денег со всеми вытекающими. И даже не замечать, что тут что-то не так.

Все противоречия как будто снимаются самим словом «церковь». Дескать, поодиночке мы все грешники, но церковь свята. Мы призваны к воздержанию, но церкви прилична роскошь — и так далее.

А что такое церковь, как не мы сами? И вот принципы непогрешимости и всезнайства, которые относились к церкви в целом, незаметно переносятся на ее представителей. Вам не нравится, что я говорю? А что вы имеете против церкви?

Церковь в идеале – сообщество кающихся грешников, а христианство – вера в личность. А тут сплошные абстрактные категории, за которыми личностей-то не видно, сплошной триумфализм, который о грехе говорит исключительно в связке с местоимением «ты».

Для христианина с опытом советского подполья самое, наверное, удивительное – это православные активисты, навязывающие свою веру всем остальным в той самой манере, в какой навязывали атеизм воинствующие безбожники в 30-е годы.

Никуда не делось, конечно, и другое вхождение в церковь – в поисках Христа, а не маркеров православности, в стремлении к покаянию и духовному росту, а не к политической экспансии. Тихая общинная и семейная жизнь «во всяком благочестии и чистоте» продолжается, просто она не слишком заметна извне – а вот уровень трескучих фраз и прочих шумовых помех в последнее время стал зашкаливать.

Что-то здесь пошло не так, это почувствовали многие.

И на фоне внешних триумфальных успехов в последние пару лет все больше становится таких православных христиан, которых подобная «воцерковленность» отталкивает. В результате кто-то «расцерковляется», переставая посещать службы, кто-то отправляется в другие юрисдикции и конфессии, а кто-то просто уходит во «внутреннюю эмиграцию», общаясь с узким кругом друзей, в том числе и среди священства, – но и только. Пока что эти процессы статистически незаметны, ведь на Пасху храмы по-прежнему полны. Чисто статистически.

В каком-то смысле мы повзрослели. От детского «мой папа (духовный отец) самый-самый крутой, все может и знает» мы переходим к взрослой взвешенности и ответственности или к подростковому отрицанию внешних, навязанных авторитетов. Тоже ведь необходимый этап.

Впрочем, настоящие проблемы церкви доставят не те, кого отпугнуло официальное воцерковление, а те, кого оно притянуло.

Те молодые и амбициозные люди, кто увидел в церковных структурах и православной риторике мощный социальный лифт, возносящий на самые вершины, если только надеть правильную личину. И когда они до верха доберутся – вот тогда мало не покажется никому. Верующим – в первую очередь.

Новости и материалы
Блинкен полетит в Израиль после Китая
Россияне активно готовятся к походам на майские
Российского депутата подозревают в участии в нежелательной организации
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Все новости