Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пасха на собственной кухне

Две Пасхи подряд, в 1988 и 1989 году, я встречал без малейшей возможности пойти в храм. Еще точнее — я встречал их в карауле, солдатом атеистической Советской армии. И так совпало, что оба раза стоял на посту около полкового знамени как раз в пасхальную полночь.

Я прекрасно помню это удивительное ощущение причастности к церкви, встречающей Воскресение, — волну радости и благодарности, которая подхватила и несла. Два часа на посту были наполнены радостью, молитвой и вдохновением. Нет, я бы не хотел снова оказаться в таком положении в пасхальную ночь, но этот урок я никогда не забуду.

На эту Страстную и на эту Пасху санитарные власти России не советуют или прямо запрещают посещать храмы, с ними соглашается и патриарх, и многие (но не все) епископы. В этом, кстати, нет ничего нового: мой прадед С.М. Десницкий был санитарным врачом города Орла, и вполне возможно, что он издавал такие же предписания во время тогдашних эпидемий, в полном соответствии с законодательством Российской империи. И, насколько мне известно, никто тогда не возмущался.

Настоящей угрозой для православия тогда были, как мы теперь понимаем, не закрытые двери соборов, а формальное исполнение обрядов, которое никак не препятствовало обращению простых людей в большевизм.

Согласны воздержаться от посещения храма далеко не все. И вот люди, которые привычно твердили «всякая власть от Бога, слушайтесь начальство и не спорьте с ним», воспоминают о Конституции и своих правах (всегда бы так!). Я не буду с ними спорить.

Я скажу таким людям только одно: пожалейте врачей. Знаю достоверно, из первых рук, каково им сейчас, как они дежурят в красной зоне по 12 часов, не снимая защитных костюмов, в памперсах, чтобы не переодеваться лишний раз, ведь тех костюмов не хватает.

Как ночуют в своих больницах на свободных койках, как неделями не видятся с родными, как массово заражаются сами, но остаются на посту. Они, наши врачи, медсестры и все, кто им помогает, — они сейчас на Голгофе. Они останутся на своей Голгофе, когда мы будем славить Христово Воскресение, и на следующую неделю, и еще на одну, и на другую… и никто не знает, на сколько еще недель. У них нет на ладонях ран от гвоздей — но багровые круги вокруг глаз от постоянных защитных очков видны уже сейчас. Не добавляйте им работы.

А если вы хотите отпраздновать парад Победы и не представляете себе май без шествия «Бессмертного полка» — подумайте, что эти врачи и медсестры сейчас на передовой сорок первого года и останутся на ней еще много дней. Пожалейте их, оставайтесь дома.

Не требуйте себе праздника ценой чужих страданий. Да и жизней, что уж тут скрывать.

И может быть, это повод задуматься о том, что христианство и церковная жизнь для многих стали еще одним сектором потребления: это мне надо в храм, это я хочу причаститься, это мои куличи да яйца должны быть освящены… «Я» на первом месте. Так ли оно в Евангелии?

Все проходит, пройдет и это. Но память останется. И может быть, сейчас для православных христиан настает время задуматься и что-то переосмыслить. Все эти тридцать (уже ведь тридцать!) лет «церковного возрождения» мы постоянно слышали, что нужно ходить в храм. Если есть проблемы, если что-то не так, если уныние и маловерие — ходите в храм, говорили нам. Если даже что-то в храме непонятно, ходите чаще и поймете. Словом, ходите.

И вдруг говорят: но только не сейчас. Оказывается, есть вещи важнее храма? Да, жизнь и здоровье ближнего.

Да вот хотя бы вашего приходского батюшки: в Москве на сегодняшний день уже у пары десятков подтвердился этот диагноз. У вас есть выбор, приходить или нет — а у священника, как и у врача, этого выбора нет. Он на своем посту, ему самоизолироваться некуда — а с ним и его семье, нередко многодетной. Пожалейте их.

Есть такой парадокс Великого поста… Одна из главных его фигур — Мария Египетская как образец покаяния. Но штука в том, что она вовсе не ходила в храм. Оказывается, можно и так? Можно. Ходил ли в Иерусалимский храм Иисус Христос? Да, ходил. Например, чтобы выгнать из него торговцев. Но все самое главное в Евангельской истории произошло не в храме.

Цель христианской жизни — приближение ко Христу. Храмовая молитва, участие в обрядах и таинствах — средство. Важное, проверенное временем, необходимое, но всего лишь средство. Слишком многие путают его с целью.

И мне кажется, что эта пандемия может стать временем переосмысления собственно христианской жизни. Практика русского православия сложилась в традиционном крестьянском обществе: неграмотные прихожане приходят в храм, слушают, что там читают и поют, участвуют в обрядах, задают вопросы своему батюшке… Все это так понятно и естественно в условиях XV или XIX века. И многие радостно (или не очень) старались вернуть все это в реалии больших городов века XXI… Получалось, скажем так, не всегда, потому что изменились люди, изменилась жизнь.

Трансляция богослужения по телевизору — это уже стало для нас реальностью. А возможна ли общая молитва в скайпе или зуме? Почему бы и нет? Патриархия уже предложила мирянам тексты молитв, которые можно читать в эти дни дома, без священника. Разве только в условиях пандемии?

Когда я оказался впервые на раскопах Херсонеса, античного и средневекового города в Крыму, меня поразила одна вещь. Тот слой, который мы видим сегодня — он из раннего средневековья, уже христианских времен. Так вот, в городе было огромное количество маленьких храмов — их легко опознать по полукруглым апсидам, обращенным на восток. По сути, один храм приходился на пять-шесть жилых домов… но войти в этот храм могли всего несколько человек. Вряд ли в каждом из них каждое воскресенье и каждый праздник совершалась служба — где ж найти столько священников? По-видимому, их использовали для краткой домашней молитвы, для своих семейных праздников.

У нас сейчас все иначе: большие храмы, куда собираются обычно не знакомые друг с другом люди, чтобы каждый из них лично получил то, за чем пришел. Своеобразные центры ритуальных услуг.

И очень мало где возникает хоть что-то, похожее на общину. Может быть, нынешние Страстная и Пасха дадут стимул к тому, чтобы в больших городах верующие стали бы объединяться «по горизонтали», как, собственно, и происходит в любом обществе во времена бедствий и потрясений?

Патриархия призвала верующих выставить в пасхальную ночь свечу на окно. Это красивый символ, это способ показать (и узнать!), кто в твоем доме празднует Пасху в эту ночь. Но еще это напоминание о словах Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я среди них». Везде. Даже в самоизоляции, даже на кухне блочного дома мы можем с полным правом сказать и ответить друг другу:

— Христос посреди нас! И есть, и будет.

Новости и материалы
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Еще одна страна заявила о заинтересованности в сотрудничестве с БРИКС
В Германии заявили об угрозе взрывов, которые якобы может устроить Россия
В Москве временно ограничат движение на ряде улиц
Ученые выяснили пользу для мозга от популярной пищевой добавки для спортсменов
В Госдепе рассказали о проработке вариантов использования замороженных активов РФ
Все новости