Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Монастырь преткновения

РПЦ недавно обратилась к Росимуществу с просьбой передать ей здания Андроникова монастыря в Москве. Вроде бы логично: строился он для монахов, почему бы теперь не вернуть недвижимость по принадлежности?

Но как так получилось, что монахи выехали из этого монастыря? Его история за последние сто лет – это в миниатюре история всей нашей страны. Андроников монастырь был уже в 1918 году… переоборудован в концентрационный лагерь, один из первых в стране. На его территории расстреливали врагов советской власти. В двадцатые там была колония для беспризорников, в тридцатые – конторы наркомата обороны, после войны было принято решение создать на его территории музей-заповедник русской иконописи, но открылся он только в шестидесятые. А уже в конце восьмидесятых в монастыре стали снова проводиться богослужения.

Заметим, что именно в статусе музея монастырь стал настоящей сокровищницей, собрал коллекцию русской иконы… которую миру открыли музейщики, а не монахи.

Сто с небольшим лет назад древнерусские иконы были скрыты от взоров молящихся где тяжелым серебряным окладом, где слоем многовековой копоти, где торопливыми позднейшими «поновлениями», а где всем сразу. Знаменитую «Троицу» Андрея Рублева освободил от всего этого только в 1904 году реставратор Василий Гурьянов… и заиграло всеми красками великое и самобытное искусство, которое совсем было утрачено и забыто в последующие века. Притом, что из Троице-Сергиевой лавры икону никто не уносил, как и монахов из нее не выгонял. Просто музейное хранение и использование в богослужении – это две совершенно разные задачи, и совместить их удается редко.

Примеры, впрочем, есть. Сегодня «Троица» находится в Третьяковской галерее, при ней есть действующий храм, в котором проводятся службы и выставлены уникальные иконы, но с соблюдением всех строжайших требований музейщиков. К сожалению, таких случаев гармоничного сочетания музея и храма не так уж и много, гораздо чаще доводится слышать о том, как старинные иконы или фрески – конечно, куда менее ценные – страдают при варварском «поновлении», впитывают дым от горящих свечей или просто уплывают в резиденции богатых спонсоров в качестве благодарности за пожертвования. Наконец, стоит отъехать подальше от Москвы, и числа не будет разрушенным деревенским храмам, многие из которых – тоже памятники архитектуры, хоть и менее ценные, чем Андроников. Восстанавливать их некому и не на что, местные приходы сами бедствуют, если они вообще там есть.

И вот на этом фоне Патриархия делает одно громкое заявление за другим: отдайте нам наше! Причем речь идет не о сельских церквушках. До Андроникова монастыря это был Исаакиевский собор в Петербурге и… здание института рыбного хозяйства и океанографии в Москве. Это совершенно светское здание, просто на его месте когда-то стоял собор и говорят, что элементы его стен до сих пор различимы в здании института. Кстати, собор принадлежал Ново-Алексеевскому женскому монастырю, на территориях которого сегодня размещены торговый центр, бассейн и участок Третьего транспортного кольца – исходя из этой логики, их тоже надо бы все передать РПЦ.

Но ни Исаакиевский собор, ни рыбный институт так и не переданы церкви, и это не удивительно. Они ей просто не нужны. Рядом с институтом, буквально в соседнем здании – действующий храм, еще до двух храмов можно дойти за пять минут. Что делать со зданием института? Вселить туда монахинь? Но где их столько взять? Да и в центре Петербурга достаточно мест, где можно помолиться (включая и сам Исаакиевский собор). В то же время содержание таких сложных зданий требует достаточно серьезных средств, а главное – профессионалов, которые умеют с ними управляться. Среди музейных работников их хватает, но хватит ли – среди монахов?

Монахов, если честно, не хватает даже для того, чтобы заполнить все действующие в Москве монастыри.

Значительная часть монастырских построек занята разными административными и хозяйственными конторами, в той или иной мере связанными с церковью. Да оно и понятно: если человек ищет уединения вдали от мира (как и должен настоящий монах), ему незачем стремиться в историческое здание в столичном центре. Зато администраторам разного рода такое в самый раз. И для демонстрации внешнего величия очень все это подходит…

А ведь многие сокровища древнерусской культуры, включая коллекцию Андроникова монастыря, были собраны, описаны, явлены публике трудами научных и музейных работников. Можно сказать, что в советские годы вообще сам разговор о христианстве, о его сути и смыслах велся в основном языком книжной и университетской культуры, а не церковной проповеди, которая была слишком стеснена. Говорить теперь русской интеллигенции «спасибо, что присмотрели за нашим имуществом, а теперь ступайте прочь» – как-то некрасиво. Они не просто присмотрели – они его открыли, собрали и спасли.

Допустим, передача монастыря состоится. Допустим даже, что на должность настоятеля/наместника будет назначен человек с соответствующим образованием, бережно относящийся к музейным фондам, не склонный к административным восторгам. Но кто и что выиграет от такой передачи? Я не вижу. И кто может поручиться, что на смену такому чуткому человеку не придет кто-то другой, что уникальная коллекция икон, общенациональное достояние не станет восприниматься со временем как корпоративный и даже личный ресурс, которым соответствующий церковный администратор может распоряжаться по своему усмотрению?

В нашей стране по итогам двадцатого века много осталось зданий, которые используются не по своему первоначальному предназначению, но это никого не смущает. Зимний дворец – это сегодня музей Эрмитаж, а не резиденция главы государства. И в здании Двенадцати коллегий в Петербурге сегодня помещается не правительство, а университет. Пожалуй, в голову никому не придет требовать «вернуть всё, как было».

У главы государства и правительства есть совсем другие, куда более подходящие для них здания, а эти в новых условиях продолжают использоваться так, как будет лучше для всех.

Устраивать из монастыря концлагерь, из церкви овощебазу, как было при Советах, действительно, глупо и постыдно. Но если в них будет помещаться музей, при том, что останется возможность и для богослужений – это, на мой взгляд, не просто нормальное, но зачастую наилучшее решение. В конце концов, русская иконопись – то, что дошло к нам от далеких предков (к сожалению, с огромными утратами) и что мы должны передать нашим потомкам. Всем, а не только тем, кто входит в официальные структуры РПЦ.

Эти структуры, сдается мне, в последнее время всё чаще считают, что чем заметнее их присутствие на карте страны, чем требовательнее их голос в общественном пространстве, тем лучше для нас всех и угодней для Бога. Всё чаще они говорят о собственности, всё реже о смыслах. Но в прекрасной книге под названием «Евангелие» сказано: кто собирает богатства на земле, тот может однажды их утратить… А история русского православия в двадцатом веке, и в особенности история Андроникова монастыря, ясно подтверждает это.

Новости и материалы
Куба сделает прием карт «Мир» обязательным условием для работы всех заведений
Глава «европейских левых» заявил, что пришло время для переговоров по Украине
Российские войска сбили ударный вертолет ВСУ на Артемовском направлении
В Госдуме назвали возможные сроки перехода на прогрессивную систему налогообложения
Вертолет МЧС вылетел для эвакуации спасенных туристов на Камчатке
В Армении заявили о начале демаркации границы с Азербайджаном
Москвичам рассказали о погоде во вторник
США обеспокоены развитием связей Нигера с Россией и Ираном
Ветра с Ледовитого океана принесут сильное похолодание в регионы РФ
Стало известно, сколько получают командиры российских подлодок
В Приамурье ввели режим ЧС из-за происшествия на руднике «Пионер»
Российские войска улучшили положение на Южно-Донецком направлении
Партия Шольца выросла в рейтинге политических сил Германии
В России брендируют свои марки для китайской электроники
Трамп пообещал разрешить украинский конфликт в случае победы на выборах
Сирия отразила воздушную атаку на Дамаск
Россиян предупредили об опасности чистки ушей ватными палочками
Сенатор США рассказал о надеждах на наступление Украины в 2025 году
Все новости