Ложечку за Google: как ИТ-гигант заставляет нас смотреть рекламу

Чем грозит пользователям внедрение новой платформы расширений для браузера Chrome

Прослушать новость
Остановить прослушивание
Такой цифровой корпорации, как Google, жаловаться на бедность не приходится. Показатели выручки и чистой прибыли у Alphabet, владеющей компанией, за второй квартал 2021 года оказались рекордными: прибыль выросла на 166% и составила 18,5 млрд долларов, выручка увеличилась на 62%, до 61,88 млрд. И все-таки корпорации этого мало.

Значительная доля выручки – это доход, который поступает благодаря рекламе. За второй квартал поступления в этом сегменте составили 50,4 миллиарда, то есть 81,5%. Из них 35 миллиардов пришлись на Google-поиск. В компании успех объясняют возросшим интересом рекламодателей и ростом их расходов, а также увеличением онлайн-активности покупателей, вызванным пандемией.

Цифры говорят сами за себя, реклама – это очевидный приоритет для Google.

Теперь же компания настраивает свой браузер так, чтобы получать с этого еще больше дохода. Из двух возможных путей ИТ-гигант выбрал более легкий для себя и, пожалуй, самый не привлекательный для пользователей: зачем мотивировать людей смотреть рекламу и повышать вовлеченность, если можно просто… запретить им не смотреть её.

Манифест жадности

Сейчас Google активно готовится перейти на Manifest v3 – новую платформу расширений для браузера Chrome. О разработке стало известно в 2019 году, и уже тогда было понятно, что несмотря на благородные цели, заявленные компанией, – а именно повысить безопасность пользователей, – цель Manifest v3 довольно эгоистична: позволить корпорации зарабатывать еще больше. Это получится достичь за счет ущемления конкретных разработчиков - тех, что помогают пользователям отключить рекламу в браузере.

Запустить такие расширения в Chrome обычным пользователям больше не получится. С внедрением Manifest v3 разработчики будут вынуждены перейти на новый интерфейс, который значительно урезает их возможности, а также позволяет Chrome выполнять все сетевые запросы. Благодаря этому браузер сможет не допускать установку пользователем всех нежелательных для Google расширений, в особенности блокировщиков рекламы.

Даже если у юзера получится его установить, расширение уже не сможет полностью защитить его от объявлений и помешать техногиганту на этом заработать.

После перехода на Manifest v3 браузер будет ограничивать количество фильтров в блокировщиках, что значительно скажется на их эффективности. Разработчики таких расширений, как uBlock Origin, uMatrix и NoScript, уже бьют тревогу: по их словам, тех фильтров, которые разрешает использовать интерфейс, не хватит на сборку даже простейшего работоспособного софта.

Несмотря на критику, Google настроена решительно и не собирается оставлять кому-либо пути для отступления в виде возможности использовать предыдущую платформу. График отключения Manifest v2 уже жестко определен: работающие на ней расширения перестанут приниматься в Chrome Web Store уже с января 2022 года, а еще через год блокировщиков рекламы добьют окончательно. С начала 2023-го браузер не будет поддерживать расширения Manifest v2 в принципе.

Google - всё, юзеру - ничего

Итог происходящего для пользователя простой: теперь смотреть рекламу в Google придется в принудительном порядке. Хотя не обошлось без исключений – для тех, кто и так платит компании: корпоративным клиентам пока сохранят возможность блокировки объявлений.  

Нежелание Google терять доходы за счет расширений, которые мешают ей получать больше, понятны.

Непонятно другое: почему при таком агрессивном зарабатывании на пользователях (в том числе в России) последние не получают от компании почти ничего – даже таких базовых гарантий, как безопасность? Ведь, несмотря на все громкие заявления корпорации, она все еще позволяет себе избирательно модерировать контент и нарушать законодательство, связанное с удалением противоправной информации из сети.

Так, июньская проверка Роскомнадзора показала, что Google не убирает из поисковой выдачи до 30% запрещенного контента. В отношении компании с начала года составлено уже 11 протоколов по этому вопросу.

Кроме того, Google до сих пор не локализовала хранение данных россиян на территории нашей страны, и наложенный летом штраф в 3 млн рублей тоже пока не сподвиг ИТ-гиганта позаботиться о безопасности своих пользователей. Апрельские заверения руководства компании о том, что Google крайне заинтересована в российской аудитории, готова усилить защиту пользователей и выполнять действующее законодательство, оказались лишь словами. Больших изменений в работе корпорации не произошло – несмотря на то, что российские суды уже наложили на неё более 30 млн рублей штрафов. И это только за этот год.

В этой ситуации уже четко определенные планы Google по принудительному показу рекламы в своём браузере выглядят крайне корыстно.

Корпорация собирается зарабатывать на своих пользователях еще больше, ничего не давая им взамен. В таком свете желание российских регуляторов использовать оборотные штрафы за неоднократные нарушения (то есть штрафы, размер которых зависит от годового дохода компании на рынке) выглядит многообещающим: хотите получать больше, так будьте добры соблюдать закон. Или расплачиваться за его нарушение, по полной.
 
Автор — член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть