Пенсионный советник

Маньяки нормальности

Марина Ярдаева о том, почему люди боятся жить неправильно

Depositphotos
Жить надо честно и рационально, реализовываться! Так скажут вам многие. А нормально ли быть «нормальным»?

Сцена в ТРЦ. Ну, вот в громаде этой, с этими блестящими полами и легкой, раздражающей своей ненавязчивостью музыкой. Двое на эскалаторе. Парень и девушка. Он — простоватый, уставший, она — в сущности тоже обычная, но казаться хочет другой — умнее, серьезнее, лучше. Да вы все таких видели, у них еще такие выражения лиц, будто они в уме четырехзначные числа перемножают.

Реклама

И вот, значит едут он и она по этой бегущей лестнице под сверкающим потолком и выясняют отношения.

— Ты живешь неправильно! — учительским тоном припечатывает она. — Ты должен взять ответственность за свою жизнь.

Я вздрогнула.

— Ответственность, ага, — усмехается он, — должен, ага. А как это?

— Ну, не знаю, курить брось, бегать начни по утрам, ипотеку возьми, поставь цель в жизни, план там составь и добивайся. Развиваться надо. Ре-а-ли-зо-вы-вать-ся!

— Ипотеку, ага, — раздражается он, — развиваться. А, может, я не хочу.

Я замерла, дышать перестала, чую, вот-вот рванет — кульминация однако.

— Вот! Во-о-от! — торжествует, негодуя она. — Не хочешь! Жить нормально не хочешь? Как нормальные люди? Не понимаешь ничего. Вот потому и наперекосяк у нас все. Вот если бы каждый жил бы правильно... Вот если б осознанно... Ответственно если б. Вот тогда...

... И настал бы тогда рай на земле! Думаю я уже про себя. И думаю с ужасом.

В моем воображении вырастает прекрасный хрустальный дворец (почти как этот ТРЦ, только еще огромнее и светлее). И появляется в моем воображении джентльмен с неблагородной физиономией. И джентльмен этот дерзает столкнуть все это благоразумие с одного разу ногой, чтоб нам опять по своей глупой воле жить.

И представляется мне... что джентльмен этот — я...

Я ведь тоже живу неправильно!

Я — огромная проблема для общества. Торможу прогресс, не позволяю осуществиться мировой гармонии.

Такой вот, черт возьми, каминг-аут.

О том, что я такой подлый, такой несознательный человек, я, конечно, не сама догадалась. Не подумайте, у меня все нормально с самооценкой. Нет, эту истину нынешняя реальность транслирует мне из каждого утюга.

Ну, вот всю эту банальщину про то, что жить надо честно, трезво, этично, рационально, что надо брать ответственность, развиваться, добиваться, трудиться на благо человечества. Вот эту всю пошлятину про то, что надо правильно питаться и позитивно мыслить, строить со всеми гармоничные, а не какие-нибудь там невротические отношения, делать карьеру, быть амбициозной, целеустремленной, думать о будущем.

А я живу бестолково, от меня только убытки.

Посудите сами. Если ем всякую дрянь, то есть не брокколи и пророщенную пшеницу и не заморачиваюсь фитнесами — то повышаю нагрузку на здравоохранение. Не уродуюсь на работе по 12 часов — считай, недоплачиваю налогов. Не вписываюсь в ипотеки — не развиваю, стало быть, рынок недвижимости, да еще и ущемляю интересы детей, нарушаю практически их право на отдельные комнаты, обставленные икеевской мебелью из сосны.

Кстати о детях.

Тут мои преступления перед обществом во истину чудовищны. Ибо сегодня, в эпоху, когда хомо сапиенс или обязан полностью принести себя в жертву этим цветам жизни, занесенных в Красную книгу под наименованием «Онижедети», или подвергнуть себя добровольной стерилизации. Каждый, кто не учит чадо азбуке еще внутриутробно, не измеряет нитратометром яблоко, перед тем как протянуть его крохе, не боится педофилов до двадцатипятилетия отпрыска, не ишачит на трех работах, зарабатывая для кровиночки однушку для старта...

каждый должен быть заклеймен позором.

Не верите? Понаблюдайте за тем, какой суд вершат по форумам и соцсетям благоразумные обыватели над Мариной Цветаевой, «убившей собственную дочь». Спору нет, матерью Марина Ивановна была своеобразной. Да что там, плохой была. И то, что не питала она теплых чувств к погибшей в 1919 году в приюте младшей дочери Ирине — все правда. Как правда и то, что саму Цветаеву от этой правды корежило страшно.

Но что вменяют ей в вину? И в каких формулировках?!

Пишут: «Работать надо было, а не стишки дурацкие пописывать». Пишут: «Надо было получить нормальную профессию». Пишут: «Как могла она не найти денег на няньку для грудного ребенка?», «Дура! Не смогла грамотно распорядиться наследством, ввергла детей в нищету!»

И в каждом втором посте: «Ненормальная, ненормальная, ненормальная!»

Ну, разумеется, ненормальная. И весь наш мир ненормальный. Был бы он другим, в нем бы не было ни стихов, ни музыки, ни великих книг, ни великих полотен. И управляла бы миром одна сплошная необходимость. Необходимость выживать. Необходимость размножаться.

Но вернемся к искусству, пока оно есть, пока неуязвимо здоровые люди его окончательно не отменили.

Знаете, как чихвостят на форумах и в соцсетях, например, Анну Каренину? Да-да, вымышленного персонажа. Чихвостят за то, что оказалась плохой женой и тоже вот ужасной матерью. За то, что «не захотела работать над отношениями» и «променяла сына на какого-то членоносца». За то, что «инфантильная дура» и «управляемое инстинктами животное». И казнят героиню Толстого вовсе не потому, что обыватель низок и невежествен. Казнят с подачи современных просветителей, роль которых сегодня взяли у нас на себя практические психологи.

Вот, пожалуйста, рассуждает психотерапевт Светлана Мардоян: «Вся жизнь Анны Карениной строится на первичных, спонтанно возникающих, психодинамических эмоциях, совершенно не обработанных глубинно, персонально. Сейчас психотерапевты помогают вырасти из инфантильного состояния, стать более зрелой личностью. Если бы Анна прошла такой путь, то она бы не пошла на связь с Вронским, понимая, например, что она не сможет понести последствий этого романа — расставания, осуждения со стороны общества, потери ребенка».

Круче этого только опус Александра Никонова «Анна Каренина — самка». Там вообще проблемы героини сводятся к газам, в смысле к неправильному питанию.

Если говорить о кино, важнейшем из искусств, то на нем психологи со своей паствой уже и живого места не оставили. О том, какими неврозами страдают Катерина и Гоша (он же Гога, он же Жора), Женя Лукашин и Надя, инженер Зилов и прочие, не знают сегодня только... Задумалась, а кто может не знать? Годовалые дети? Полвека живущие в тайге отшельники? Марсиане?

Вообще книжки и фильмы теперь можно выбирать по новому принципу. Чем большее количество нормальных читателей они возмутили — тем лучше. Если в отзывах кричат, что герои — лузеры и ничтожества, прожигающие жизнь в глупых страстях, безответственные засранцы, из-за которых страдает все человечество, то надо брать. И брать побольше, запасаться.

А то скоро эти глупости маньяки нормальности все же отменят. Скоро они навяжут нам свои книги и свое кино. И будут они бессмысленны и беспощадны.

Ну вот, например, про любовь. Дарю идею сценария.

Он и она знакомятся, симпатизируют друг другу, но не теряют головы — присматриваются, долго и нудно встречаются (лет эдак пять-семь), работают над отношениями. Потом съезжаются, расписываются, берут ипотеку на ликвидную новостройку в престижном районе, усердно и честно работают. Планируют ребенка, но откладывают его появление до лучших времен.

Лет через десять лучшие времена наконец наступают — в квартире появляется детская с экологичным ремонтом, накоплена достаточная сумма на время декрета. Она уходит в декрет, обеспечивает семейству антиаллергенный быт и рацион, богатый белками, клетчаткой и аминокислотами, он продолжает еще усерднее и еще честнее работать на благо семьи.

Ребенок тем временем растет, посещает разные развивалки, потом учится в школе с самым высоким рейтингом, подрастает, накапливает хорошее портфолио личных достижений, отлично сдает ЕГЭ, поступает в топовый вуз, заканчивает его, устраивается в крупную госкорпорацию, знакомится с прекрасной девушкой, симпатизирует ей, но не теряет головы, они долго и нудно встречаются, потом...

Ну, вы поняли.

Вы спросите, а в чем конфликт, где драматургия? А нету. В этом вся фишка. Нормальное, правильное кино про нормальную, правильную жизнь. До такого даже соцреализм не доходил с его борьбой между хорошим и лучшим.

Зато вместо драматургии, конфликтов и всяких там катарсисов такое недегенеративное искусство наконец начнет приносит практическую пользу. Тут вам и готовая инструкция (каждый нормальный человек должен...), и напоминание всем несоответствующим, всем неправильным, что альтернатив нет. Как говориться, жить в хрустальном замке и быть свободным от хрустального замка нельзя. Быть глупым, ленивым, жадным, вредным никто не имеет права. Все плохие подлежат моральному уничтожению.

Такая вот антиутопия для нормальных людей. Больше-то им нечего противопоставить хаосу действительности и неоднозначности мира. Других-то у них нет средств для борьбы со своими страхами — страхом перед непонятностью индивидуального, страхом оказаться, не как все, страхом потерять землю под ногами.

Лучше съесть за жизнь две тысячи котлет (овощных, разумеется, из упаковки с пометкой «органик»), износить двадцать пять темно-серых костюмов (из натурального хлопка, само собой), перелистать семьсот страниц журнала «Огонек» и сдохнуть, не поцарапав земной коры, чем принять истину, что мир бестолков, сложен, противоречив, что в нем никому ничего не гарантировано.

И что завтра даже этот макет хрустального дворца, вот этот конкретный торгово-развлекательный центр, может быть стерт с лица земли в какие-то считанные секунды.