Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Старикам в сексе отказано раз и навсегда»

Социолог Дмитрий Рогозин о том, как российские долгожители относятся к интимным отношениям

«Секс вполне обходится без любви», — приходится слышать от молодых. Старик лишь покачает головой и усмехнется. Беспечная наивность». «Газета.Ru» продолжает серию материалов Дмитрия Рогозина под названием «Столетние», в которой он рассказывает о результатах социологического исследования российских долгожителей. Четвертая часть посвящена отношению стариков к сексу.

Года два назад на конференции по старению выступал отечественный геронтолог, рассказывал о жалобах медперсонала одного дома престарелых на слишком похотливого старичка, нарушающего все допустимые представления о порядочности: «Как приступ деменции, так забывается и давай свой член вытаскивать, приставать грязно к медперсоналу. С ума уже выжил, только медикаменты и помогают». Аудитория поддержала. Завязалось обсуждение способов и мер удержания стариков в рамках отпущенных им приличий.

Я сидел подавленным и перебирал в памяти обрывки из статей западных геронтологов, где ровно такая же проблема описывалась в совершенно иной тональности. Какое счастье, пишут западные специалисты, что у старика не угасло сексуальное желание. Надо искать способы организации пространства, встреч для реализации его потребности в сексе, находить способы раскрытия сексуальности.

Мы свыклись с иным — секс и старость несовместимы, нет ничего более далекого, чем юношеская страсть и стариковская немощь. Старикам в сексе отказано раз и навсегда. Многие не могут даже помыслить о том, что после 70 лет секс возможен.

Естественная потребность в телесном контакте, нежности, проявлении симпатии и любви хоронится за разговорами о пристойном поведении, возрастных особенностях, особой духовности старшего возраста.

Это и есть эйджизм, или тотальная дискриминация человека по возрастному признаку. Эйджизм создает когорты ментальных насильников и жертв. Юных он подталкивает к неприятию интимности в старших поколениях, старых — к отказу от своего предназначения, потере себя.

Но достаточно состояться лишь одной доверительной беседе, чтобы увидеть интимную насыщенность переживаний, не ограниченную возрастными рамками.

Женщине — 87. Симпатичная, живая, часто прерывает разговор смехом. Муж умер. Спрашиваю о новом замужестве. «Да что вы, куда мне? — чуть кокетливо, потом с придыханием: — Был один, очень хороший дядечка, совсем недавно. Отказала». Держу паузу. Вздохнув продолжила:

«Невысокого ростика, недавно овдовел, добрейшей души человек. Хозяйственный до невозможности: сам варил, стирал, гладил, в доме убирался. Несколько месяцев общались, ездили по ягоды, на огороде вместе работали, цветы поливали. Соседки говорили: «Хватай манатки и переходи, лучше не найдешь старичка». Но, что греха таить, дотронется — у меня судороги. Так человек очень нравится, а тело не принимает. Вроде возраст совсем не девичий, а ничего поделать не могу».

Секс прерывается одиночеством, смертью близких, страхом перед новым партнером. Два соседа на лавочке. Обоим под девяносто. Жены умерли пять лет назад. Супружеский стаж у каждого — за шестьдесят лет. Одиноки, хотя у одного — дети с внуками, но навещают редко, урывками. Второй вовсе бездетный. Жена лечилась, но надорвалась по молодости, в войну, проболела всю жизнь. Спрашиваю, не думали ли жениться. Смеются.

«Сила мужская к годам семидесяти на нет сошла. Со своей притерлись. Хотя уже все мягкое, беспомощное, но можно было как-то приноровиться и в восемьдесят. Чужая разве поймет?» Второй добавляет: «Молодой — мужик покрепче требуется, у старухи — свои заботы. Столько всего накопилось, не договоришься без обиды. Да и договариваться мы не горазды».

Секс невозможен без доверия, нежности, принятия другого как себя. Безусловно, игра в подмену доступна и обыденна: снять напряжение, разрядиться — ни обязательств, ни последствий.

«Секс вполне обходится без любви», — приходится слышать от молодых. Старик лишь покачает головой и усмехнется. Беспечная наивность.

Суррогатная близость, как и отложенная любовь, дают о себе знать позже, когда одиночество и телесная скованность разрушают человека изнутри, крадут годы, а то и десятилетия жизни.

«Замуж вышла до войны. Первый муж был очень хороший парень: спортивный, веселый, честный. Настоящий мужик. В девках таяла от него. Проводила на поезд в самом начале войны и больше не видела. Погиб в Польше, уже в чине капитана. Мне родные похоронку не показывали. Одну букву неправильно напечатали. Они всё надеялись, что ошибка. Дали только после войны, а это еще тяжелее, после войны похоронку получать. Вышла второй раз вскоре, и хоть прожили всю жизнь, это уже не то. Не понимают нынче, как сладко быть единственной. Сейчас размениваются на разных мужиков, потом вспомнят — больше одного не надо было. Он — самый лучший, любимый».

Если всерьез рассуждать о сексе, мы должны понимать, секс — всегда больше, чем секс. Это отношения, любовь, измены и переживания, восприятие себя, своего тела, тела партнера. Другими словами, секс — это телесный разговор, для поддержания которого следует не только испытывать чувства, но и знать фонетику, грамматику и прагматику сексуальных отношений, уметь разговаривать и воздерживаться от разговора.

«Не повезло мне с первым браком. Он нашел красавицу и ушел. Год всего прожили, стал исчезать. Потом второй муж был. В общем-то неплохой человек, но любил выпить. Если бы так не пил, в 58 не ушел. С третьим познакомилась в 55 лет, но прожили мало, всего пять лет. Умер от рака желудка. А познакомились в магазине. Подошел, спрашивает: «Вы такая-то?». «Да, это я», — говорю. «А вы — свободный человек?» — «Да, свободный». — «Ну и я свободная». Потом стал приходить, посватал. Получается, не повезло мне с личной жизнью — три мужа, и все не от меня зависело. Три, а первого не забыла, не освободилась».

Былая страсть проступает слезами, чуть вздернутой бровью, скользящим вверх рассеянным взглядом. И нет разницы, пожилая женщина или мужчина перед тобой:

«Муж у нее с фронта вернулся калекой, но не сложилось, разбежались. Свой ребенок. Сошлась с одним, а у него еще трое. Бедненькая, как женщина она же ничего не видела в своей жизни. Такая учительница у нас была. Я — переросток, всю войну на заводе, а тут пошел в школу. Шестой класс. Ну и закрутился роман, туды-сюды. Все знали. Разве такое скроешь? Тогда после войны все перемешалось. Из школы, если выходят, не поймешь, кто учитель, кто ученик. Ее сожитель на кулаки меня, но разве справится. Я хоть худой был, но злой, ужас. Про учебу ничего не помню, а любовь нет-нет и вспомню».

Не принято у нас разговаривать о сексе в любом возрасте. Личное, интимное хранится в тайне, доверяется лишь близким, да и то изредка, вперемешку с недосказанностями и умолчаниями. О старшем поколении и говорить нечего. Не их тема. Но все-таки спрашиваю: «Отчего не поговорить о сексе? Неужели это стыд большой?» Одна бабушка 86 лет дала замечательный ответ: «Какой же это стыд? Дело обычное, без него не проживешь. Кто в молодости нагуляется, а у кого и в старости утеха. Было бы здоровье. Но причина в другом. Не нужно об этом говорить, неподобающе. С любимым такие разговоры разжигают желание, а с незнакомцем — похоть. Грех это».

Старики не привыкли рассказывать о своих сексуальных переживаниях. Искры частной жизни, страсти, любви весьма чувствительны к ушатам грубости, хамства, сальным пересудам. Но оборотная сторона этого молчания — публичное отрицание потребности и возможности телесных контактов в пожилом возрасте. Истории юности не уходят в небытие, прошлое перемешивается с новыми переживаниями и эмоциями. Пока человек жив, нельзя списать его тело, нивелировать его чувственность. Этому учат нас старики, а их учит сама жизнь.

Автор — директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС

Новости и материалы
Глава минобороны Южной Кореи заявил, что не может дать оценку «резни в Буче»
На Украине увидели истребитель МиГ-29 с французской высокоточной бомбой
В Приамурье спасатели начали искать пропавших под завалами на руднике людей
Украинские беспилотники уничтожены над Белгородской и Воронежской областями
Движение грузовиков по Военно-Грузинской дороге приостановлено
В Пакистане произошло землетрясение
Куба сделает прием карт «Мир» обязательным условием для работы всех заведений
Глава «европейских левых» заявил, что пришло время для переговоров по Украине
Российские войска сбили ударный вертолет ВСУ на Артемовском направлении
В Госдуме назвали возможные сроки перехода на прогрессивную систему налогообложения
Вертолет МЧС вылетел для эвакуации спасенных туристов на Камчатке
В Армении заявили о начале демаркации границы с Азербайджаном
Москвичам рассказали о погоде во вторник
США обеспокоены развитием связей Нигера с Россией и Ираном
Ветра с Ледовитого океана принесут сильное похолодание в регионы РФ
Стало известно, сколько получают командиры российских подлодок
Стоматолог перечислила самые вредные народные методы отбеливания зубов
Власти заявили об отсутствии связи с людьми под завалами в Приамурье
Все новости