Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

В мире кто-то не прав

Марина Ярдаева напоминает о том, что реальность у каждого своя и лишь немного общая

Чье представление о действительности подлиннее? Чья вера материальнее? Наша вера так зыбка, что нам постоянно, ежечасно и ежеминутно необходимо ее утверждать. Наша вера такая маленькая, что ее грозят задавить сотни и тысячи других «объективных реальностей». Они ведь тоже полноправно существуют вокруг. Почти осязаемо.

В небе безумные чайки. Под небом не менее безумное солнце, рассыпанное в мелкой ряби, искрящееся, как мятая фольга от конфет. Песок и шашлычные дымы. Красота. Которая вот-вот спасет мир.

— А правда, что наша вера создает нашу реальность?

Оп-па… Приехали. Точнее, приплыли. Это меня старшая вопрошает. Нормальный такой поворот. Но то ли в одиннадцать лет уже пора, то ли она под впечатлением от мудрости из «ВКонтакте». Вон телефон из рук не выпускает. Что там? У подружки новый статус? Ну, ладно.

— А сама-то как думаешь? — спрашиваю. — Что первично: курица или яйцо?
— Как-то глупо, — отвечает она, морща нос. — Ни то, ни другое же?

Сомневается. Чувствует подвох.

— Великие умы, — говорю, — ломали головы. Но так-то, конечно, глупо. Бытие и сознание взаимообусловлены.

Дочь крякает. Младшие глазищами на нас зырк-зырк, да и в песок от такой дичи закапываются. Муж тоже, смотрю, хочет повертеть шампуром у виска.

— Я не поняла все-таки, — продолжает старшая. — Вот та реальность, которая создается верой, она искаженная или все же такая — ну, настоящая.
— Конечно, — заявляю, — настоящая.
— Обоснуй.

И тут Остапа понесло.

— Вот был, — рассказываю, — такой великий пролетарский писатель, вы потом в школе станете проходить. Писал, — говорю, — всякое. В том числе как будто биографическое. И такое — горькое. Какой дедушка у него был поганец и жлоб, какие дядья — буйные алкоголики, что под «белочкой» какого-то цыганенка могильным крестом пристукнули, какая мать — не чуткая, что ей следовало сделать аборт. Писал, что у него была одна отрада — бабушка Акулина, редкой сердечности женщина.

И это, знаешь ли, очень были писания прелюбопытные. Особенно тем, что не вполне соответствовали действительности.

Никого дядья тонко чувствующего писателя не укокошивали, и дедушка даже был вполне себе ничего, очень, между прочим, хотел внучка выучить, профессию дать, «в люди» вывести, даром что тот, будучи трудным подростком, это истолковал на свой лад. А вот бабушка, напротив, подкачала, как выяснили независимые археологи от литературы. Оказалось, любила она накатить рюмочку-другую... и понеслась душа по кочкам.

В постсоветскую пору, в пору разоблачений и в пору — как написал когда-то в сочинении мой одноклассник — «сношения памятников» по этому поводу случилось много толков. Получилось, что великий писатель оказался — «господин, соврамши». А зачем — соврамши? Чтоб биографию себе заиметь поэффектнее? Что вот-де задыхался в смраду царской России среди пошлости, зверства и мрака непролазного мещанского мира, но все преодолел и стал Буревестником.

Но соврамши ли был господин? Говорят, ищите выгоду. Но, бывает же, не находится она, вот как пуговка куда-то закатилась. А может, сочинитель в свою собственную жизнь верил как-то так… может, для того, чтоб передать свой экзистенциальный ужас, потребовалось нагнать страху чисто материального. Или он бессознательно этого ужаса жаждал. А что? Человеческая природа иррациональна, этому иногда на психологии учат. Вот воображенное и стало реальнее фактографического. В конце концов, кто сам-то разрулит, какая реальность истиннее — так называемая «объективная» или все же «данная нам в ощущениях»?

И соль не в том, что есть такой жанр — художественная документалистика (я художник — я так вижу… потому что так верю, так чувствую, так понимаю). Соль не в том, что в этом же «жанре» творили и Довлатов, и Солженицын, и, может, сейчас творит нобелиатка Алексиевич.

Соль в том, что в этом «жанре» не только творят, но — живут. Мы все живем. И при этом как дураки спорим и что-то доказываем друг другу.

Чье представление о действительности подлиннее? Чья вера материальнее?

Наша вера так зыбка, что нам постоянно, ежечасно и ежеминутно необходимо ее утверждать. Наша вера такая маленькая, что ее грозят задавить сотни и тысячи других «объективных реальностей». Они ведь тоже полноправно существуют вокруг. Почти осязаемо. Фейсбук вон откроешь, а они как выпрыгнут на тебя эти веры-надежды-любови-реальности — многоголосые, пестрые, успевай отбиваться. И каждая мнит себя последней правдой.

Голова этого не принимает, она от этого начинает болеть. Защитная реакция — отрицание. Тотальное. В ущерб богатству и разнообразию мира. Принципиальное. В ущерб нашей сложности и человечности. Известное дело, правда всегда одна (это сказал фараон). Самая правильная правда — только своя собственная.

Наблюдаешь порой где-нибудь за боданиями непримиримых оппонентов. Какого-нибудь нового почвенника с новым западником, и... Презабавное, скажу я, зрелище. Это если не держаться никакой стороны.

Один такой, к примеру, задвигает:

— Может, я и склонен все упрощать, но, мне кажется, дважды два все-таки равняется четырем.
— Это поразительно, — вскидывается второй, — до какой вульгаризации доходят альтернативно-одаренные. Дважды два — это результат извлечения корня из шестидесяти четырех. Вы либо невежда, либо сознательно вводите людей в заблуждение! Вы на службе у врагов России или такой родились?!
— Не заговаривайте мне зубы, так можно договориться и до того, что дважды два исчисляется уравнением с интегралами. Дважды два эквивалентно разнице семи и трех. Точка! А вы… вы… Из-за таких вот и выборы у нас нечестные, и народ темный...

А дальше они теряют человеческий облик, бросаются друг на друга и орут каждый про свое.

Первый — про то, что трава зеленая, мать-перемать, второй — что планета круглая, тоже перемать-мать.

Ужасно смешно.

Но только пока ты сам не внутри баталий. А если черт дернет встрять с каким-нибудь леопольдством, то ведь через минуту уже и духу от «давайте жить дружно» не останется, сам, дурак, дуракам начнешь доказывать, что Волга впадает в Каспийское море (хотя, кстати, это очень спорный момент) и заодно, что не верблюд. Ох…

— Ага, — кивает, улыбаясь, дочь, — я поняла. Ну, типа в общих чертах. Я побегу к берегу, да?

Младшие уже скачут с отцом по валунам, резвятся в «блинчики», ловят ракушки цветными ведерками. Я тоже хочу чего-нибудь себе выловить. Жемчужину или хотя бы краба. И выловлю. Как придумаю, так и будет.

Вскакиваю и бегу.

Застревая на пути к воде в дюнах, слышу как кто-то тоже спорит о важном. О Лозе и судьбах родины. О влиянии на умы свинки Пеппы, агитирующей в детском саду за «Единую Россию». О том справедливо ли написать в налоговой декларации «Вы там держитесь» или правильнее держаться молча во имя великого будущего. О том остался ли вообще в чем-нибудь смысл...

— У вас, — смеюсь, — шашлык подгорает.

Новости и материалы
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
Все новости