Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Потом, кровью и даром

Марина Ярдаева о соблазнах и вызовах времени, которые не снились и Марксу

С одной стороны, мы говорим о «революции свободного времени», а с другой — 8-часовой рабочий день для многих снова предел мечтаний. Радуемся, что рынок труда становится мобильнее, и тут же страшимся непонятного прекариата. Пугаемся роботизации, грозящей миллионам безработицей, и постоянно слышим, что не хватает рабочих рук. Приветствуем пиринговую экономику и брюзжим, что из всех сфер вымывается профессионализм. Радуемся экономике дара и сталкиваемся с экономикой халявы. Как это все расплетется, даже вообразить не получается. Ведь невообразимо уже то, как это все переплелось.

Взять хотя бы революцию свободного времени. О ней талдычат с шестидесятых годов, но если где она и восторжествовала, так это в Африке. Вот где треть населения не заняты ничем. В некоторых странах на севере континента бездельничает почти половина. Мечта?! Но они почему-то не веселятся. За счастье почитают устроиться на какой-нибудь рудник, если там платят больше двух долларов в день. К слову, по подсчетам Международной организации труда (МОТ), сегодня меньше двух долларов в день за свою работу получают почти 840 млн человек.

Но ладно, это все далеко. И мы, белые люди, как бы и ни при чем, у нас тут совсем иная цивилизация. Даром что жива она помимо прочего и благодаря ископаемым тех же рудников, даром что эти свободные из свободных из Африки и Ближнего Востока рвутся в Европу. Но все равно не будем. Есть ведь и кроме этого чему удивиться.

Знаете, что меня поражает больше всего в революции свободного времени? Впервые 8-часовой рабочий день был введен в Европе аж в 1888 году, у нас — в 1917-м. Генри Форд опытным путем доказал, что сокращение рабочего дня не только гуманно, но и экономически целесообразно. Потом случилась еще куча разного эпохального — мир накрыло научно-технологическими, зелеными (читай, пестицидными) и информационными революциями. Всякие нужности мы научились производить еще больше и еще быстрее. В разы. В десятки раз. А международные стандарты продолжительности рабочего дня все те же.

Ну вот почему за сто с лишним лет, поменяв мир десятки раз, мы не пришли к 4-часовому трудодню? Ну ладно-ладно, хотя бы к 6-часовому?

Больше того, почему это наше завоевание вообще давно пошло прахом?

Среднестатистический японец вкалывает по 12 часов, средний россиянин — по 9,5, американцы просиживают и простаивают на работе в среднем 47 часов в неделю. Но они как будто бы сами, их как будто бы никто не заставляет? Или заставляет рынок? А может, подгоняет страх? Или правда все такие счастливо-увлеченные — на работу как на праздник?

Хорошо, допустим. А трудовые мигранты по 14 часов ишачат тоже из любви к искусству? Малярному да штукатурному. Да подчас в нестерпимых условиях. Мне скажут: не надо, мол, путать соленое с теплым, тут, дескать, имеют место злоупотребления недобросовестных работодателей. Но сама идея-то? Не попахивает ли от нее чем-то таким… новым рабством, что ли? Вдумайтесь только: некие условно белые люди, считающие, что грязная работа не по их части, любезно позволяют заняться ей неким условно черным, готовым работать и за кусок хлеба. А что, ведь кто-то же должен, да?

Так роботы же! Нас ими все пугают-пугают. Макросоциолог Рэндалл Коллинз вот стращает, что скоро благодаря их нашествию не у дел останется половина населения земного шара. Да ради бога, пусть уже они нас атакуют, и пусть нам не поют больше эти песни про то, что молодежь не хочет работать у станка и нам так не хватает этих мускулистых рабочих рук.

Еще в 2012 году в компании Vanguard Plastics Corp внедрили в свои цеха экспериментальных многофункциональных роботов-рабочих, за год одна машина с искусственным мозгом стоимостью $250 тыс. успешно обскакала двух квалифицированных станочников с годовой зарплатой в $50 тыс.

Прикинули, что за два года роботы себя окупят почти полностью, а дальше — только чистая прибыль.

И вот рабочий люд ропщет: страх-то какой.

А я вам скажу, что страх — он совсем не такой. Мне вот знакомая недавно рассказывала, точнее, исповедовалась, как делала в Перми одну газету корпоративную: ну, будни и праздники любимого завода, что-то такое про модернизацию и компьютеризацию производства, про социальную ответственность бизнеса. «Не представляешь, — писала она мне, — до чего противно. Ведь на самом деле там женщины за 12 тысяч до сих пор мешки на себе таскают. Сверху на них капает кислота. Трубы отопления и канализации в некоторых местах еще со времен войны остались. В отдельных цехах нет ни туалетов, ни раковин». И это в XXI веке. Вот он — страх.

Так что пусть уже придут роботы. Пусть машины собираются другими машинами, компьютеры — другими компьютерами, а люди пусть останутся для людей. Пусть эти несчастные с мешками на спине лучше в медсестры переквалифицируются. Пусть у нас будет настоящее «перепроизводство» медсестер, учителей, воспитателей, но только такое, чтобы это не зарплаты обрушило (потому что куда уже?), а чтоб канула наконец в небытие практика замордовывания соцработников на двух-трех ставках, чтоб забылись, как страшный сон, все эти 12-часовые смены.

Ведь это надо представить, в нашем опять-таки XXI столетии, во вполне себе развитой Великобритании в Университете Саутгемптона проводят исследование на тему, как влияет 12-рабочий день на эффективность работы медсестер, и удивляются результатам. Черт возьми, это, оказывается, аж на 50% увеличивает риск выгорания и разочарования в профессии.

Они бы еще в России взялись исследовать вопрос: как на эффективность младшего медперсонала влияет тот факт, что за одну ставку им платят от 10 до 15 тысяч рублей. Вот он — кошмар.

Еще с рынка труда выдувает куда-то социалку. У нас ведь еще прекариат народился. Прекариат — это такой новый класс. Категория людей без постоянной занятости, категория, не попадающая в зону ответственности государства. Экономист Гай Стэндинг, посвятивший его анализу целую книгу, приписывает прекариям довольно грустные черты: тут и вечная тревога, и зависание где-то между сильнейшей самоэксплуатацией и свободой, и вечное балансирование между достойной бедностью и уделом побирушки, и тотальное отчуждение. А зачислил в прекариат Стэндинг — ни много ни мало — четверть населения многих европейских стран. В России таких более 15 миллионов.

А помните, еще 10–15 лет назад мы восторженно писали о фрилансе, о том, что рынок труда становится все гибче, все мобильнее, все свободнее? И вот — нате вам, выяснилось, это чревато. Мы опять открыли, как неподъемно нам бремя свободы.

Свободные художники — все эти контрактники, совместители и прочие временные — оказались самыми незащищенными и потому самыми непредсказуемо-опасными.

Говорят, что, воспользуйся ситуацией какие-нибудь радикалы, да открой глаза этим несчастным прекариям на то, как ловко они оставили себя без пенсий и страховой медицины, мы можем даже получить новую революцию.

И надо, говорят, что-то делать. Некоторые предлагают лечить болезнь БОДом — так называемым безусловным основным доходом. Но непонятно, за счет чего и за счет кого. В Финляндии вот придумали было раздать всем по 800 евро, но, посчитав, прослезились — это никакого бюджета страны не хватит. Теперь открещиваются, рассказывают, что их неправильно поняли.

В Швейцарии повеселее, там позволить себе выплаты каждому по 2500 франков вроде бы реально могут. Но, кажется, это не нужно самим швейцарцам, среднее пособие по безработице в 2–2,5 раза больше.

Еще говорят, чтоб новые лишние не чувствовали себя совсем уж брошенными, надо то ли стимулировать самозанятость, то ли не препятствовать развитию пиринговой экономики — пусть все свободные там пригождаются.

Пиринговая экономика — тоже интересный зверь. Тоже клубок противоречий. C одной стороны, все здорово, идеи самые благие: если у тебя есть нечто, что ты не можешь полностью переварить сам, ты меняешься излишками с ближним. Это было и раньше, но сегодня благодаря новым — удобным и всеохватывающим — сервисам это вышло на новый уровень. Попутчиков искали и десять-двадцать лет назад, но не всегда находили, теперь — совсем другое дело, зарегистрируйся в сообществе и экономь. Забарахлил холодильник — оставляешь заявку на каком-нибудь «Ю ду» и через пять минут выбираешь исполнителя, готового починить вещь недорого и быстро. Можешь и сам кому-нибудь что-нибудь подлатать на досуге. Но с другой стороны...

С другой стороны, вокруг постоянно слышится нытье, что у нас куда-то стали пропадать настоящие профессионалы. И нытье это хоть временами и раздражает, но оно не безосновательно, вокруг и правда все больше любители да дилетанты.

Многие из них молодцы, но и они ничего не гарантируют, они не выпишут чек, и, если что, спросить будет не с кого.

С третьей стороны, у нас протестуют таксисты. С четвертой — красивые идеи порой демонстрируют какую-то уродливую изнанку. Понаблюдаешь иной раз, как люди бьются за честь прибить кому-то полочки за сто рублей, словно за косточку, и становится грустно — ведь это же безнадега, а вовсе не желание сделать мир лучше.

Или вот случай. Муж знакомой потерял работу, когда стало совсем тяжко, решил перекантоваться в такси. Вписался в Uber, но не напрямую, а через так называемого партнера. Потом выяснилось, что в России подключение к системе напрямую и невозможно. А партнеры пишут свои правила. Например, в описываемом случае было условие, чтоб водитель отдавал в неделю 20 тысяч рублей, остальное за вычетом 20%, утекающих в Сан-Франциско, мог, так и быть, забирать себе. Знакомый промучился две недели и не заработал ничего. «Остальные» уходили на бензин и перекусить — такие замечательные в системе тарифы.

Впрочем, быть может, все это несовершенства переходного периода, а дальше будет красивее и понятнее. Оптимисты говорят уже даже не о пиринговой экономике, а об экономике дара, об эпохе сетевого коммунизма. Рассказывают, в Европе владельцы домов с солнечными батареями уже сейчас подключают к своим мощностям соседей за просто так. Приводят в пример еще, конечно, торрент-трекеры. Но честно, я не знаю, насколько этот пример удачен. Идея делиться, конечно, прекрасна, но идея делиться чужим как-то…

Это уже какая-то экономика халявы, если не сказать прямо — воровства. Это уже не рациональное использование ресурса, а обесценивание чужого труда. Это уже не популяризация чего бы то ни было, а некрасивая и нецензурная брань режиссера Сигарева, добивавшегося, чтоб копии «Страны Оз» убрали из сети хотя бы на время проката.

В общем, новшества-то они новшества… Но ни одно еще не отменило закон сохранения энергии: ничто не рождается из ничего и не исчезает в никуда.

И если кто-то где-то чего-то даром, то другие терпят убытки и трудятся зря. Если кто-то где-то становится более свободным, то иные лишь сильнее закабаляются.

И все наши разглагольствования о новом капиталистическом коммунизме и торжестве избавления общества от трудовой повинности пока напоминают концепт: «Каждый человек должен быть свободным и иметь трех рабов». И дальше, пожалуй, будет еще интереснее.

Новости и материалы
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
«Крабовому королю» Кану вынесли приговор за организацию убийства
Все новости