На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Жертвенная клумба

Евгения Пищикова о том, почему «русские женщины» предпочитают огромные букеты

Однажды колумнистка Молли Янг из New York Magazine написала статью, само название которой звучит как чудесный антропологический донос: «Новое помешательство в Instagram: русские женщины с огромными букетами цветов». Я наткнулась на статью случайно и тотчас полезла проверять, не преувеличила ли зоркая сестра масштаб явления. Не преувеличила. Почти каждая уважающая себя девушка со сколько-нибудь продвинутой инстаграм-страницей хотя бы раз сфотографировалась с букетом темно-красных роз неопределимого количества.

Букет устроен таким образом: розы прижаты друг к другу и образуют ровную клумбочку, похожую на посадочную площадку, на которую вполне могла бы приземлиться фея цветов размером с хорошую костромскую корову.

Что больше всего удивило Молли Янг? «Прежде всего, понимание того, что никогда в жизни мне не подарят столько цветов». Завидует, конечно, завидует. Потом, пишет она, возникают вопросы: «Зачем этим девушкам столько цветов? Есть ли у них необходимое количество ваз? И место, куда поставить все вазы? Не беспокоит ли их перспектива получить в квартире рассадник растительной тли? И что вообще значит такое количество цветов?»

Наблюдение: «У цветочных леди тоже есть пара общих черт — длинные волосы, притворно-целомудренное выражение лица, окружность талии равна обхвату бедра больного ребенка».

«На фотографиях почти не представлен процесс расстановки или хотя бы выбора цветов. Вместо этого они направляют завернутые в целлофан букеты к объективу камеры и дают себя сфотографировать»; «Большинство комментариев также похожи: «Ты это заслужила», или «Вау!!!», или «Дорогая, ты достойна самых красивых цветов».

Далее следуют размышления и выводы. Мисс Янг считает, что обилие цветов имеет безусловный эротический подтекст. Но есть и социальное: «Если вам дарят букет, значит, вас любят. Невидимая подпись под каждой flowergram гласит: «Сила, с которой меня любят, равняется Х, где Х — количество цветов, помноженное на стоимость одного цветка и разделенное на количество дней, прошедших с последнего подаренного букета».

Все она рассмотрела, да не все поняла. Ведь не качалась Молли Янг в колыбели под песню «Миллион алых роз».

Стало ясно, что тайну исполинского букета надо расследовать человеку местному. Итак, в чем две главные ошибки первооткрывателя феномена?

«Есть ли у них (у девушек — получательниц букетов. — Е.П.) необходимое количество ваз? И место, куда поставить все вазы?»; «У цветочных леди притворно-целомудренное выражение лица».

Эти букеты ставятся в ведро. Цветочные леди по большей части действительно пытаются на фотографиях сохранить самое обыкновенное и даже скромное выражение лица. Но губы их вне их воли морщит торжествующая улыбка победителя.

С таким лицом условные бочесу стояли над трупом своего врага, собираясь съесть вражий мозг. Девушки стоят над клумбой роз; мозг своему молодому человеку они выели заранее.

На лице у них написано, что они накрячили мужика, ясно дав ему понять, как за ними следует ухаживать и чего именно они достойны.

А как же любовь? Разве не может влюбленный юноша по собственному почину вбежать в цветочный магазин и… Может. Но тут и кроется главное, чего никак не складывалось у Молли в цельную картину.

Ее удивляет, что в этих букетах нет ничего любовного и личного, нет характера ни того, кто дарит, ни той, кому дарят. Они общие для всех, как базовый набор молодого бойца. Для Молли цветы — элегантная деталь интерьера, они должны быть разобраны на букеты, скомбинированы и расставлены как можно более удачно.

Не то наша жертвенная клумба, наши розы. Они не часть интерьера, а часть церемонии. Не важно, что с цветами будет потом — так и будут стоять в ведре в своих золотых целлофановых бантиках. Они выполняют свою роль только несколько мгновений (вспомните сиротские песни «Ласкового мая») — когда за них платят, когда их вручают и когда с ними фотографируются. Все. Зачет.

Цветы эти — совершенный символ современного брачного ритуала. Российского актуального полового вопроса.

Перед Восьмым марта в сети, как цветы и листья, начинают распускаться светские сплетни и появляются материалы «про любовь». Это обычная журналистская предпраздничная работа. В этот раз особенно прозвучали два антикризисных текста о изменившихся настроениях в светских гостиных — рваться замуж за олигарха больше не модно.

Сначала Божена Рынска, а потом Ксения Собчак написали о том, что девушки большого света теперь не считают необходимым рваться к суперденьгам: «…ощущение, что деньги — не главное, пришло в нашу страну раньше, чем, собственно, денег не стало». А что так?

Ну, олигарх — это всегда человек капризный и властный, культура отношений в паре «богач и девица» была невысока, барышне приходится прогибаться. Но времена изменились — и для того, чтобы оставаться в обойме, нынче не обязательно мыть золотые унитазы зубной щеткой от Reinast, теперь можно выбрать возлюбленного победнее, без джета. Зато «сохранить свою индивидуальность».

«И оказалось, что жизнь мегаолигархов и просто обеспеченных людей, которые зарабатывают на жизнь честным бизнесом, различается всего в четырех пунктах: яхты, частные самолеты, бриллианты в 10 карат и картины Пикассо в личной коллекции. Все остальное — одинаковое и вполне достижимое, и то же самое может позволить себе предприниматель, имеющий две митбольных…» — пишет Ксения Собчак.

Тотчас в «Яндексе» появился запрос: «Митбольная. Что это?» — видимо, читательницы колонки стали выяснять, на что ориентироваться.

Митболы — это тефтели, если что.

И, конечно, хорошо, что г-жа Собчак дала добро на опрощение.

Но все же лет пятнадцать подряд она работала символом девического жизненного успеха. И весь этот чумной девический успех с драками в сортире за богача и книжками «Как стать стервой» чрезвычайно испортил российские добрачные практики.

Как известно, унижать может лишь тот, кто сам готов унижаться. И надменность по отношению к ухажеру, который не понял, чего девушка достойна, вполне уживается в одном характере с сортирной дракой за того, кто знает, чего девушка достойна.

Этот тип поведения надолго стал массовым.

А это значит, что девушки большой страны из разных семей, с разным жизненным креном, и с митвольными, и с чебуречными, и без чебуречных, видят свой успех в замужестве и ищут не своего мужчину, а успешного мужчину; ждут не «своего» букета, а букета, который даст понять общине, что ее статус признан.

Нового в этом нет ни капли, успешное замужество — нормальный жизненный план барышни с мафусаиловых времен.

Все так, но мир изменился. Он изменился не с письмом Собчак и не в последний год. Он меняется уже семьдесят лет, а мы задержались (вернулись) к архаической модели успешного брака. Муж — добытчик, жена возлагает на мужа ответственность за свою жизнь и свой жизненный успех. И жестоко корит своего партнера, когда жизнь не подстраивается под ее архаический гендерный контракт.

Семейные отношения всегда копируют вид государственного устройства. Повседневные отношения мужчины и женщины в России — это борьба за власть.

За это время выросло поколение мужчин, которые вообще способны смотреть на женщин только как на противника. Я люблю читать беллетристику. В мужских массовых романах всегда есть любовная линия, но мужчина обыкновенно ведет себя в любви как орел молодой в темнице сырой: «Он не любил смотреть на замужних женщин. Вид кольца на женском пальце — это чей-то проигрыш, чья-то кабанья голова прибита над камином».

Мне иногда кажется, что преувеличенная гомофобия российских молодых мужчин объяснима не только страхом насилия, который у мужчин даже сильней, чем у женщин, но тем, что мужчины не могут представить себе, что можно спать с другом. Спать можно только с врагом.

И сколько сейчас в сети предпраздничных советов для мужчин — «как не попасть во френдзону»! Имеется в виду — как не стать для девицы другом. Речь, конечно, идет об ухаживании, но позволим себе перескочить через конфеты и букеты. Потому что попасть во френдзону и остаться в ней на всю жизнь — единственная для мужчины возможность счастливо выжить в браке.

Только дружба спасает семью.

Это не фантазии, я открою вам статистическую тайну. Государственная наша политика настроена на то, чтобы вернуть народу традиционный брак, где он — богатырь, а она — лебедушка, и чтобы деток побольше. Ну, положим, традиционный брак способен вернуться только вместе с хорошей зарплатой, которую неплохо бы платить богатырю. Но это не важно. Хорошая зарплата тоже не спасает.

В последние двадцать лет, пока мы болтались между мужскими страхами и женскими ожиданиями, распутный Запад, который ведет статистику разводов с учетом имущественных и сословных показателей, выяснил, что процент разводов снизился. Брак укрепляется.

Но — какой?

Уничтожают брак, по мнению американских социологов, именно те пары, какие сохраняют его в состоянии консервации, а именно пытаются выжить друг за счет друга, а в спорах используют стереотипы и «родительские конструкции»: «обеспечивай меня!» — «обслуживай меня!». Такой подход характерен для семей не обязательно с низким уровнем доходов, но обязательно — с невысоким уровнем образования.

Но — перестали массово разводиться (таковы цифры) городские молодые жители с высшим образованием, которые делят ответственность за финансовое благополучие семьи на двоих, а каждый из партнеров берет ответственность за свою жизнь на себя.

Вывод Кунца (американский историк, директор по научным исследованиям и просветительской работе Совета по проблемам современной семьи, Council on Contemporary Families), который первым заметил этот феномен, прост — образованные горожане лучшие переговорщики.

Они умеют дружить и строят брак по законам дружбы, а не по законам влюбленности.

Любовь остывает — спорить с этим обстоятельством бесполезно. Ее становится меньше. Нужно искать ту эмоцию, то чувство, которая может со временем расти, а не сокращаться. Растут дети и любовь к ним. Растет уважение. Ты видишь человеческий рост своего партнера, и теплота признания его житейских усилий, и его работы над собой, толкает тебя к постоянному пересмотру отношений: в конце концов, друзья могут очароваться друг другом наново. И, в конце концов, что может быть комфортнее равенства?

«Я думаю, девушка с сотней роз в руках — это часть ритуала обольщения», — растерянно написала журналистка Молли Янг в конце своей статьи.

Самообольщения, Молли, так будет правильнее.

Новости и материалы
Аэропорт Грозного возобновил работу
ФИФА на жеребьевке ЧМ-2026 вручит Дональду Трампу награду
США хотят, чтобы Европа сама обеспечивала собственную оборону
Джулианна Мур опубликовала редкое фото с мужем и сыном
Две москвички по совету коуча набрали долгов на 29 млн рублей, чтобы стать богаче
Раскрыт основной интерес США по вопросам Украины
Пользователей iPhone 17 призвали отказаться от защитных стекол
При атаке дрона на поселок в Белгородской области пострадали мирные жители
Вице-мэра Нижнего Новгорода потребовали отправить под домашний арест по делу о взятках
В России начались официальные продажи фастбэка Avatr 12
Актриса Любовь Толкалина рассказала о совместных медитациях с Кэри-Хироюки Тагавой
Грабитель с монтировкой напал на продавщицу в российском регионе и попал на видео
На Украине проводят обыски у нардепа Скороход
В Роспотребнадзоре опровергли данные о проверке на гепатит приезжающих из Чехии россиян
Кучеров повторил рекорд НХЛ по числу лет со 100 очками в НХЛ
ФАС выдала предупреждения аэропортам Сочи, Калининграда и Екатеринбурга
Ушаков оценил работу зятя Трампа над урегулированием украинского конфликта
Комиссия МАК начала расследование аварии с вертолетом в Башкирии
Все новости