Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Моцарты телевидения

Олег Ефимов о том, за что россиянам стоит быть благодарными Константину Эрнсту

В субботу вечером на Первом канале стартует новый сезон шоу «Голос.Дети». И хотя это западный формат, перенесенный на отечественную почву, еще большой вопрос, как он выглядел бы и насколько он был бы успешен в эфире любого другого отечественного федерального телеканала. Одна из составляющих частого попадания Первого канала в цель — это, конечно, личность Константина Эрнста, определяющего суть Первого вот уже в течение двух десятилетий.

В начале осени 2000 года, когда перед Константином Эрнстом встал выбор, на чьей стороне быть в конфликте акционеров в ту пору еще открытого акционерного общества «Общественное Российское Телевидение», я сильно огорчился: ну как же он не пошел на баррикады и почему между частным собственником (пусть скандальным и противоречивым) все-таки выбрал родное государство, которое к тому же в ту пору возвращало себе советский гимн на стихи Сергея Михалкова. Как же можно будет жить и, главное, творить в атмосфере надвигающегося совка?

Оказалось, можно — творить и даже жить.

Совок все не наступал, несмотря на вернувшийся саундтрек под очередной вариант стихов отца Никиты Сергеевича. Никаких санкций не было еще и в помине. Экономика только разгонялась до темпов роста ВВП на 7% в год, а Путин даже еще не ездил по Лондону в карете с английской королевой во время официального визита в Великобританию.

С тех пор, конечно, многое изменилось. Пришел Медведев. Ушел Медведев. Началось то, что называют закручиванием гаек. Белоленточные враги. Крымнаш.

И вот снова многие вспоминают бессмертное «бывали хуже времена, но не было подлей».

И тем не менее сквозь все это талант вибрирует, талант продолжает расцветать. Речь — и мне не стыдно это артикулировать вслух — о телевизионном таланте Константина Эрнста.

Почему сейчас вдруг об этом?

Случайно попалась на глаза небольшая заметка о том, что американский телеканал CBS cделал то, что никому на телевидении в США не удавалось повторить в течение многих последних лет: все десять самых смотрибельных программ на неделе вышли на CBS. И это несмотря на калейдоскопичность событий, да и самого сознания людей, когда все упорно твердят: чтение книг и просто статей в газетах заменяют твиты в 140 знаков, а средством самовыражения являются уже не романы или письма, а потоки селфи в инстаграме.

Как такое вообще может быть, что рядовой американец (а уж раздражителей внимания у граждан США побольше, чем в любой другой стране), по сути, всю неделю смотрел один телеканал? Кажется, что логику здесь искать бесполезно: все же мы имеем дело с искусством, которым давно уже стало современное телевидение.

А искусство — это прежде всего эмоция; успех же искусства — умение творца высекать из человека эту самую эмоцию.

Конечно, все дело в том, что CBS возглавляет Моцарт от телевидения Лес Мунвес. Внучатый племянник первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона. Человек, будучи главой Warner Bros. TV, запустивший «Друзей» и «Скорую помощь» и так далее и тому подобное. Подумать только, о нем даже нет страницы в русскоязычной «Википедии»! И это при том, что его фамилия, как он сам говорит, «еврейская, с Украины».

Не хочется открывать телерейтинги TNS, но вряд ли кто-то станет спорить, раз уж даже видные оппозиционеры с этим соглашаются: тому, что наше телевидение окончательно не превратилось в унылый, плоский совок, при всех достижениях его конкурентов, мы должны быть благодарны, по сути, одному человеку — Константину Эрнсту.

Как ему удалось пронести в себе сквозь все эти «темные» (с точки зрения общественно-политического телевещания) годы горящий огонь, творческое начало и способность высекать из человеческих душ эмоциональную сопричастность к тому, что происходит в «зомбоящике», — загадка. Во всяком случае, лично для меня.

Наверное, если и Моцарта в свое время спросили бы, в чем секрет его таланта, он не смог бы это сформулировать. Мне дано так видеть мир. Я его так чувствую.

Как можно хотеть еще что-то делать после церемоний открытия и закрытия Олимпиады в Сочи? Но КЛЭ продолжает. И вот уже даже программа «Доброе утро» временами выходит, как и старейшее утреннее шоу на американском телевидении, на открытом воздухе. И это при том, что погода в феврале на улицах Нью-Йорка обычно куда мягче, чем лютые февральские морозы в Москве.

Руководить телевидением сейчас — это страх. Даже не перед властью.

Телевидение сейчас — это как завод в военную пору. Ты должен работать 24 часа в сутки: расслабляться нельзя ни на секунду, потому что чуть только дашь (или едва обозначишь) слабину, как сразу люди переключат на другой канал, которых сейчас сотни. Или просто начнут скроллить фейсбук в мобильном телефоне.

Кто-то, конечно, припомнит Эрнсту программу «Время» и нашумевший сюжет о распятом «укрофашистами» мальчике в Славянске. Да... Из песни слов не выкинешь, это верно: Эрнст вынужден существовать в данное время в данном месте. В наших обстоятельствах… Как существовали в свое время летописцы, приукрашивавшие в своих летописях геройства древнерусских князей. Как творила ослепленная лидером своей страны Лени Рифеншталь. Как не уставал воспевать в «Известиях» хрущевскую оттепель Алексей Аджубей, даже когда она перерастала в «кукурузный» волюнтаризм, «кузькину мать» и разгром выставки в Манеже.

Но как и с Лени Рифеншталь, когда в конце жизни дошло даже до того, что фильму о ней присудили «Эмми» (то есть с попытками возложить на нее вину за всю ту эпоху, в общем, было покончено), давайте и мы сосредоточимся на Константине Львовиче прежде всего как на большом художнике.

Ничего, что воздаем тому, кто заслужил, еще при жизни.

Надо уже начинать прямо сейчас уметь ценить, что имеем. А мы имеем большого художника, при котором российское телевидение расцветает. Несмотря на то что, в принципе, оно должно увянуть хотя бы потому, что в нашей политической ситуации невозможно появление русского «Дональда Трампа», участие которого в президентских дебатах подняло бы рейтинг в пять раз, как это происходит с рейтингом американских телеканалов.

Единственное, на что телевидению стоит надеяться в нашей стране, — это на эстетический вкус Эрнста.

Удивительно, как все-таки иногда складываются в жизни обстоятельства, когда тот или иной человек оказывается в нужном месте в нужное время: Моцарт — при дворе Иосифа II, Григорий Александров и Исаак Дунаевский — на заре становления советского кинематографа, Илья Резник — в квартире Аллы Пугачевой на Тверской, Лес Мунвес — сначала на Warner Bros. TV, затем на CBS, а Эрнст — на Первом...

И, кстати, может, все-таки найдется кто-то, кто создаст Лесу Мунвесу русскоязычную страницу в «Википедии»? Все же он свой, как сам говорит, корнями «с Украины»…

Новости и материалы
Кадони о совместимости Бузовой и Прилучного: «Ольга бы без остановки рыдала»
WADA не получило денежный взнос от России
Крупнейшие западные союзники Киева опасаются поражения Украины
«Клубничку хотели, это она»: Соловьев и Зейналова снялись с детьми в студии Первого канала
На Украине запретили еще одну «пророссийскую» партию
Фриске переживала, что не сможет родить после пластики живота
Россиянину, истязавшему малолетних пасынков, вынесли приговор
Жители Москвы стали реже читать электронные книги и чаще работать в метро
В США оценили, сколько РФ сможет поддерживать темпы наступления на Украине
Появились данные о состоянии выживших после падения самолета в Ставрополье летчиков
Вице-канцлер Германии провел ночь в бомбоубежище в Киеве
В Ереване «заминировали» Российско-армянский университет
Стала известна цель ударов Израиля по Ирану
Китайские пользователи лишились возможности скачать WhatsApp в AppStore
Дима Билан впервые за долгое время опубликовал фото с матерью
Костенко ответила, повлияла ли пластика груди на ее кормление сына
Средняя зарплата у дальнобойщиков в России за год выросла на 86%
Хоккеист Кучеров повторил достижение Малкина
Все новости