Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

За спиной у Пушкина

Сергей Волков о том, почему Набокова и Бродского вновь гонят из страны

Происходящее в литературном образовании в Год литературы можно охарактеризовать как очередной всплеск вечной борьбы архаистов и новаторов. Той борьбы, в которую в свое время включался и Пушкин, чей день рождения мы празднуем сегодня. Тогда молодые и нахальные «арзамасцы» смеялись над попытками «беседчиков» изгнать из русского языка иностранные заимствования. Сегодня архаисты требуют исключить из школьного обихода писателей-эмигрантов.

Поводом для скандала стали нападки на составителей заданий Всероссийской олимпиады школьников по литературе. В четверг «Московский комсомолец» опубликовал выдержки из потрясающей «справки», составленной в «высоких кремлевских кабинетах».

Как явствует из нее, недовольство «наверху» вызвал тот факт, что участникам олимпиады предлагаются тексты писателей, «иммигрировавших (sic!) из России в разные годы и по разным причинам».

В «справке» называются и их имена: В. Набоков, И. Бродский (в этот список добавляются и Е.Замятин, и С. Довлатов, и В. Аксенов). В произведениях этих писателей, с точки зрения авторов «справки», «образ России освещен односторонне, крайне предвзято. Эмоциональный тон текстов исполнен пессимизма, отчаяния».

Впрочем, в круг неугодных авторов попали не только «иммигранты» (заметим попутно, что справка изобилует таким количеством речевых ошибок, что впору усомниться в ее принадлежности «высоким кремлевским кабинетам» — или засадить обитателей этих кабинетов за учебники русского языка), но и, например, Виктор Астафьев с рассказом о войне или поэт Борис Рыжий (обвинение ему — «трагически завершил свой жизненный путь»).

Под подозрением оказались вообще все произведения XX века — их «преобладание» ставится разработчикам заданий в вину.

А уж живой поэт, в своем неприбранно-бородатом, витальном виде, читающий детям стихи и разговаривающий о них, вообще очутился за гранью добра и зла. (Речь о Германе Лукомникове, выступавшем перед участниками олимпиады в этом году. Кстати, он вышел в финал Всемирного поэтического слэма, где представляет Россию, и именно сегодня, в день рождения Пушкина, борется за победу — пожелаем ему удачи!)

Складывается впечатление, что авторы «справки» и стоящие за ними испытывают беспокойство и раздражение от того, что русская литература оказывается богаче, сложнее, разнообразнее, чем они привыкли видеть, неподконтрольнее, непокорнее.

Ее никак не возьмешь в рамки, ей трудно управлять. А управлять хочется — потому что именно литература сегодня назначена на роль одной из духовных скреп.

И именно в этом качестве она должна быть представлена в школьных программах.

Недовольство заданиями олимпиады — это то же самое недовольство, из которого вырастает желание создать единую концепцию или даже единый учебник литературы, где можно было бы безальтернативно закрепить единый список изучаемых произведений в одной-единственной последовательности, с единственно возможными интерпретациями.

Это же недовольство подпитывает недоверие к классике, которая на поверку оказывается живой и жгучей, желание если не мумифицировать, то сакрализовать ее, подменить постижение — преклонением, чтение и понимание — обожествлением, желание классику обезвредить.

То же самое недовольство проявляется в опасливом отношении к актуальной, современной литературе (в том числе для детей и подростков), в стремлении ввести возрастную цензуру, под видом заботы о защите детей от нежелательной информации закрыть для них «трудные» темы. Из этого же самого недовольства вырастает страх перед творческим, свободным читателем — взрослым и школьником, делающим свой собственный выбор в огромном литературном море и берущим на себя ответственность за этот выбор, перед творческим, свободным учителем, формирующим свою программу и не боящимся вступать в диалог и с книгой, и с учеником.

Эта борьба обострилась после принятия министерством образования примерных программ для 5–9 классов, которому предшествовало невиданно широкое открытое обсуждение на специальной интернет-площадке, а затем согласование в Российской академии образования.

В примерную программу по литературе заложена идея довольно широкой вариативности при сохранении всех базовых текстов нашей культуры. Авторам программы удалось совместить идею скрепляющей образовательное пространство необходимой обязательности и идею разумного выбора. Как сказал бы Блок, «сковывая железом, не потерять драгоценного буйства».

Но даже та степень свободы, которая предоставлена читателю-учителю и читателю-ученику в этой программе, оказалась невыносима для «архаистов» — и вот уже в кремлевской «справке» подсчитывают, кто из разработчиков заданий олимпиады входил и в группу разработчиков примерной программы, кто «ратует за безудержную вариативность в преподавании предмета «литература». Нынче это — обвинение. Не самое нелепое, кстати, гораздо нелепее обвинение составителей олимпиадных заданий в том, что они… протаскивают в победители олимпиады своих учеников.

Авторы «справки», видимо, не предполагают, что можно взять списки победителей и посмотреть, кто именно учил их в школах, — и обнаружить, что приведенная информация неверна. Можно сделать несложный подсчет и увидеть, что доля московских школ, якобы связанных с жюри олимпиады «особыми связями», в общем количестве победителей Москвы падает год от года…

Но не эти высосанные из пальца обвинения интересны, отвечать на них нужно, но по большому счету бессмысленно: они ведь продиктованы все тем же раздражением, все тем же желанием сместить, убрать, задвинуть конкретных людей. Людей, которые всякий раз напоминают «архаистам»-чиновникам и «архаистам»-образованцам, что на дворе XXI век, что мир мобилен и изменчив, что он движется к разнообразию и вариативности, что свобода выбора — это базовая ценность, что

сохранение традиций не равно окукливанию, замыканию границ, стагнации, остановке, что можно быть патриотом и быть открытым к восприятию чужого, ценить его и понимать, что управлять жизнью — нельзя, назначать ее каждый раз заново новым декретом — невозможно, что нужно освобождаться из плена иллюзий и смотреть не только в прошлое.

Впрочем, прошлое — важно. Оно учит. Борьба «архаистов» и «новаторов» в XIX века закончилась победой — а вот непонятно, чьей на самом деле победой. И те и другие оказались до известной степени правы. Русский язык не удалось насильственно отсечь от обогащающих его иностранных языков, и никакие «мокроступы» и «носохватки» в нем не прижились. Но и древние корни свои язык не потерял — ну просто потому, что язык питается ими, как растение. И это отрадный итог.

Язык, литература, культура оказываются мудрее и мощнее нас, подключенных к ним лишь на малое время.

Мы пользуемся тем, что было до нас и останется после того, как мы сойдем во тьму. И главная наша задача — не вредить этому буйному, полноводному росту, не отрезать по недомыслию своими секаторами живые ветки, не пользоваться бездумно гербицидами и пестицидами. Оно само растет, цветет и плодоносит, невзирая на наши битвы.

Но и без битв никак. Особенно когда ты видишь, что к плодоносящему дереву в самом соку пробирается очередной ландшафтный дизайнер с пилой в руке и партийным заданием в кармане.

Автор — учитель литературы московской 57-й школы, главный редактор журнала «Литература», член Общественного совета при МОН

Новости и материалы
Chery представила новые автомобили для России
Режиссер Круглов рассказал о съемках в Арктике и встрече с белыми медведями
В Германии могут возбудить дело из-за перехвата разговора офицеров
Кнайсль заявила, что искать выход из украинского конфликта будут РФ и США
Чешские дипломаты не смогли покинуть Индию из-за проблем с самолетом
Нападающий «Спартака» рассказал, что ему тяжеловато вести Telegram-канал
Сергей Шнуров нарушил правила «Новой фабрики звезд» ради сына Канделаки
Сергей Соседов отреагировал на новую песню Пугачевой
ВСУ совершили обстрел поселка Теткино в Курской области
Audi решила не отправлять своего флагмана A8 на пенсию
В России заблокировали словарь жестовых языков
Николай Басков заявил о теплых чувствах к женщине на телешоу
В МО Германии прокомментировали перехваченный разговор немецких офицеров
Тренер «Локомотива» объяснил поражение от «Динамо» простыми потерями
Писториус: разговор немецких офицеров не означает, что Киев получит Taurus
Появились подробности уничтожения еще одного танка Abrams на Украине
Тренер «Динамо» заявил, что его команда готова выиграть РПЛ
Валиева рассказала, что не принимала допинг сознательно
Все новости