Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Почти по Чехову

Диалог экономистов и чиновников напоминает поговорку про Фому и Ерему

Власть или притворяется, или на самом деле не понимает, что ей хором кричат ученые про необходимость срочных политических перемен. На все вопросы она отвечает в том духе, что сама хорошая, но бизнес в стране с гнильцой, ученые наивные, да и народец тот еще.

Проходящая со 2 апреля международная научная конференция ВШЭ «Модернизация экономики и общества» (налажена прямая трансляция в интернете) заставила вспомнить старую русскую поговорку про Фому и Ерему и ее хрестоматийный пример в рассказе Чехова «Беззащитное существо». В нем старушка изводит работников частного банка просьбами восстановить ее мужа на госслужбе, и в итоге один из клерков говорит: «Мы ей про Фому, а она про Ерему».

На конференции ВШЭ солидные ученые играли роль толерантных служащих, а в образе беззащитного существа (российской власти) явился первый зампред председателя правительства Игорь Шувалов.

В первый день ученые представили результаты своих исследований, доказывающие необходимость определенных реформ. Просто обрисовал ситуацию Евгений Ясин. Отныне главным источником экономического роста повсюду стал или становится «рост производительности вследствие создания и внедрения инноваций» (а не извлечения, к примеру, дешевых минеральных ресурсов). Развитым странам уже почти очевидно, что просто «подпечатать денег, чтобы оживить экономику, не получится». У развивающихся стран положение предпочтительнее — они пользуются «своим временным преимуществом, используя модель догоняющего развития, дешевые ресурсы рабочей силы и перенимая «вчерашние» инновации». А вот Россия находится между этих двух полюсов. «Кроме природных богатств, у нас нет других преимуществ в плане конкурентоспособности... По сравнению с развивающимися странами в России более дорогая рабочая сила, от развитых стран страна отстает в плане технологий», — завершил картину нашего бытия профессор Ясин.

Что делать? Ясин напомнил про возможные сценарии развития, подготовленные экспертами ВШЭ. Там все просто. Или модернизация сверху. Или модернизация снизу.

А лучше и бескровнее «постепенное развитие на основе институциональных реформ». И вот пять основных условий, которые надо для этого выполнить: реализация принципа верховенства права и независимости суда; перестройка взаимоотношений между бизнесом и всем блоком судебных и правоохранительных органов; расширение местного самоуправления, возвращение реального федерализма; развитие сферы инвестиций населения (прежде всего в систему пенсионного обеспечения и здравоохранения); демократизация.

Иными словами, в стране вовсе не безнадежно плохой бизнес (макроэкономические показатели, кстати, тоже не удручающие в предлагаемых обстоятельствах), бизнес и население готовы к разумным переменам. Понятны и риски реформирования, потому предлагают ученые «постепенное развитие».

Экс-министр финансов Алексей Кудрин тоже говорил ясно: «Денежная база у нас росла постепенно, достигнув в 2012 году 14% ВВП. Денежная масса достигла 40%, что немногим меньше, чем в США, где она 60—70%. Но денежный мультипликатор у нас составляет два, иногда приближаясь к трем (в США до кризиса был около 8, сейчас около 5). У нас деньги не работают. Какие бы деньги ни пришли, они дают меньшую отдачу из-за низкого мультипликатора». Это к вопросу о том, вбрасывать или не вбрасывать деньги в экономику совковыми лопатами; к спору столь же неисчерпаемому, сколь и бессмысленному.

И Кудрин выразил общее мнение существенной части ученого сообщества о том, что нужна новая модель развития. Эта модель «требует модернизации, инвестиций в человека, образование, здравоохранение, в его положение в обществе, в его свободы, в его готовности раскрыться, не по блату, не по искаженным социальным лифтам, а по своим творческим способностям находить свое место в экономике»...

То есть опять про нужность политических, институциональных реформ. Кудрин резюмировал так: «Мы не сможем создать новую модель на основании государственного дирижизма, вертикали власти, закрытых контор по производству лучших технологий…»

В общем, к исходу первого дня договорились вроде, о чем надо думать и что делать — все не столько в экономической, сколько в политической сфере. А утром второго дня пришел член правительства Игорь Шувалов, и начался тоже доказательный и компетентный монолог, только не про Фому, а про Ерему.

Шувалов доложил о проделанной властью работе. В том числе, про то что теперь «нет законодательных ограничений для использования пенсионных денег и фонда национального благосостояния, теперь… 500 млрд можем дать». То есть ученые — про институциональные реформы, правительственные практики — про готовность дать денег.

Шувалов от имени беззащитного существа говорил, судя по всему, и честно, и толково. Про то, к примеру, что деньги есть, а давать, оказывается, некому, так как «проектов нет, компании не готовы принимать эти капиталы как возвратные, готовы лишь как прямое финансирование». Так оно, наверное, и есть, не находится компаний и корпораций, готовых гарантировать прибыльность проектов. На этом месте чиновник делает страдательную паузу, как та старушка в банке. Но ученые на том же месте исследуют, а
почему не находится таких компаний? И предлагают реализовать те самые пять условий — про верховенство права и так далее, о чем говорили до прихода Шувалова.

Но правительственный чиновник говорил о своем — о нерасторопности бизнеса («наши крупнейшие корпорации все в долгах, они ходят по кругу, не вырабатывают для себя новую модель бизнеса… на инновации корпорации тратят, как в Англии, а где инновации…»). По населению тоже прошелся, отметив, что все хотят все по высшему классу, но чтобы налогов не платить.

Предвыборное повышение доходов среднего человека в России быстро и благотворно сказалось на экономике, логично кажется всеми способами наращивать платежеспособный спрос. Но про это господин Шувалов не говорил. Про это говорил днем ранее Ясин: «...повышение доходов населения не приведет к инфляционному скачку… баланс уравновесят возникшие благодаря росту частных инвестиций финансовые потоки, направленные в пенсионный фонд и фонды социального страхования».

Только вот для этого надо убрать руки от пенсионных накоплений, но тогда не будет и сотен невостребованных миллиардов, так что лучше про ленивые корпорации рассуждать.

Стенают чиновники про то, что люди не хотят платить налоги. Но было бы печально, если бы в нашей стране, на изумление всему миру, люди скопом бы захотели платить больше и чаще и начали бы организовывать по этому поводу митинги с плакатами «Берите все!». Нет, пока население ведет себя адекватно, как во всех развитых странах.

А вот что у нас совсем не как у других развитых — малопрозрачная система расходов собираемых налогов. Пора бы часть полномочий власти передать в этом вопросе людям по давно известным в мире рецептам. Скажем, затевается в местечке референдум о том, куда лучше потратить некую часть собранных денег — на строительство нового стадиона или на ремонт старых домов — и не дается третьего варианта ответа типа «просто пропить». Нет, все почти секретно для неискушенного в чтении бюджетов гражданина. Но о развитии самоуправления тоже говорилось лишь в первый день конференции, когда «про Фому», и не звучало во второй, когда пошло «про Ерему».

Однако искушенный в подобных баталиях профессор Ясин не дал зампреду Шувалову ограничиться очередным исполнением старых частушек про работающее на износ правительство и неблагодарную публику. «…если вы допускаете инфляцию 5—7%, то у вас не будет частных инвестиций, есть еще и институциональные вопросы», — кинул Ясин.

Вот тут и затаился зал в ожидании ответа на вопрос про то, притворяется ли власть или на самом деле не понимает, о чем ей говорят. Ведь и инфляция, и институты — прерогатива власти, а вовсе не корпораций или просто единиц населения. Ответ: сам Шувалов все прекрасно понимает. Про инфляцию он только пробормотал, что «намерений раскручивать расходы нет». Это, видимо, следует понимать как то, что у него лично нет таких намерений. Интереснее про институты. Шувалов начал традиционно сетовать, что «нет предложений, что делать, если не на «раз-два-три». А потом как будто и признался в понимании сути проблемы: «…вот в Сингапуре… где 40 лет правит одна группа людей… теперь пытаются менять политическую модель».

После этого господин заместитель председателя правительства заспешил к председателю правительства на заседание по важному вопросу из серии «как по-умному поделить имеющееся».

Есть немало различных сценариев развития страны. Но, кажется, вырисовываются два варианта.

Оптимистичный — когда, как говорит Ясин, «новый российский бизнес» и «новая бюрократия» (может быть, тот же Шувалов ее представитель) возьмутся за назревшие реформы. Невнятный — когда старая гвардия спецов по освоению скопленных финансов с самыми благородными целями (для строительства авианосцев, проведения торжественных мероприятий и так далее) будет допущена к пирогу. Выбор непредсказуем, потому что этот выбор не за бизнесом, не за бюрократией и даже не за гражданским обществом.

Новости и материалы
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
Все новости