Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Левый поворот направо

Россия открывает Америку не с той стороны

Активизации сотрудничества с такими бурно развивающимися латиноамериканскими странами, как Бразилия, Россия предпочитает щедро оплачиваемую ею дружбу аутсайдеров континента.

В воскресенье, 31 октября, в Бразилии пройдет второй тур президентских выборов. По всем прогнозам, победителем должна стать 63-летняя Дилма Руссефф, ставленница сверхпопулярного бразильского лидера Луиса Инасиу Лула да Силва.

Восемь лет назад, когда Лула выиграл выборы в Бразилии, многие консервативные издания в США, Западной Европе и самой Латинской Америке решили, что на ведущей стране континента можно поставить крест. Выросший в нищете сын алкоголика, который бросил четвертый класс школы и стал чистильщиком обуви, лидер социалистической Партии трудящихся, профсоюзный вожак, Лула многим казался идолом маргиналов, который последует путем Фиделя Кастро, национализирует все богатства Бразилии в «интересах трудящихся» и приведет страну к банкротству.

Но случилось нечто полностью противоположное. Да, Лула начал претворять в жизнь амбициозные социальные программы, которые должны были положить конец голоду в стране, но одновременно он сумел обуздать инфляцию, начал развивать широкую международную торговлю, в том числе с Соединенными Штатами, сделал ставку на внедрение новых технологий и начал активный поиск новых запасов энергоносителей.

И менее чем десятилетие спустя американский журнал «Time» уже называет его «одним из самых влиятельных политических деятелей мира». За то, что тот, комбинируя современные экономические методы и хорошо продуманные социальные программы, «возводит Бразилию до уровня стран первого мира, в то время как сами США скатываются к странам мира третьего».

Дилма Руссефф в случае победы станет самой влиятельной женщиной мира, оставив позади Ангелу Меркель и Хиллари Клинтон, считает британская The Independent.

Бразилия – огромная страна с колоссальными ресурсами, с населением 200 миллионов человек и экономическим ростом, о котором могут только мечтать и США, и крупнейшие страны Западной Европы (по прогнозу, в 2010 году рост ее ВВП составит 7,5%). А бэкграунд Дилмы только добавляет колорита этой, безусловно, талантливой женщине. В шестидесятые годы она была членом левацкой повстанческой группировки, которая считала, что в борьбе с военной диктатурой все средства хороши — и ограбления банков, и похищения иностранных дипломатов. Зато потом, окончив университет и остепенившись, она пошла на государственную службу, где в полной мере раскрылись ее организаторские способности. А когда в 2002 году президентом был избран Лула, он пригласил Дилму стать главой его администрации. По сути, она восемь лет была его премьер-министром, разделяя с президентом ответственность за все ключевые экономические и социальные проекты.

На эту особенность трансформации ряда видных латиноамериканских деятелей обратили внимание многие известные политологи континента. Дилма — ведущий политик Бразилии; бывший лидер городской герильи «Тупамарос» Хосе Альберто Мухика — президент Уругвая. «На примере правительств Бразилии, Уругвая и других стран мы наблюдаем замечательный феномен, – говорит известный чилийский политолог, директор Центра развития Латинской Америки Габриэль Сальвиа. – Речь идет о вхождении во власть видных представителей левых сил, которые прошли долгую и серьезную эволюцию от былых проповедей революционной борьбы до признания и уважения правового государства, демократических свобод и свободной экономики».

Но эти новые тенденции прочувствованы далеко не всеми.

В начале нового тысячелетия в России твердо решили, что Латинская Америка совершает радикальный поворот налево. И стали закрашивать весь континент в красный цвет.

В «белом пространстве» остались разве что Мексика да Колумбия, традиционные союзники США. А там, где не было особой ясности, какой цвет необходим, как в случае с Аргентиной, рисовали розовым.

Радостно было, потому что со старыми-новыми союзниками Россия умела обращаться. Кредит верному другу Даниэлю Ортеге, который хоть и заменил в своем сердце Маркса и Ленина на Иисуса Христа, остался тем же, кем был раньше. Сумма наличными – и признание Абхазии и Южной Осетии обеспечено. Напрасно гневался вице-премьер Игорь Сечин: аналогичные намеки делались и кубинцам. Но те оказались более принципиальными: для них теперь важнее нормализовать отношения с северным соседом, чем услужить нам.

Зато главный друг Москвы Уго Чавес расстарался вовсю. Тут и Абхазия, и Южная Осетия, и громадье газово-нефтяных планов, и закупка военной техники на такую сумму, которую может позволить себе выплатить разве что Саудовская Аравия.

Неважно, что в районе бассейна реки Ориноко пласты столь тяжелой нефти, что она больше напоминает мазут. Неважно, что, по признанию того же Сечина, «Газпром» сломал несколько дорогостоящих буров, когда столкнулся с базальтовыми плитами, и $300 млн пошли коту под хвост. Геополитика дороже! Сколько бы времени и средств ни было потеряно, «Газпром» будет слышать из Москвы голос Паниковского: «Пилите, Шура, пилите».

С Чавесом Россия наступает на те же грабли, которые когда-то больно ударили нас по лбу на «братской» Кубе.

В течение десятилетий советские нефтяники искали «черное золото» на шельфе неподалеку от берегов Кубы. Кое-что нашли, но все данные о геологоразведке кубинцы засекретили, а потом передали мексиканцам.

Полтора десятка лет ушло на строительство первой очереди АЭС под Сьенфуэгосом. Потом выяснилось, что строили не там. В тех местах пористая порода, много подземных пещер, и атомная станция могла легко просесть под собственным весом. Вот бы был фейерверк на все Западное полушарие!

Десятилетиями строили и с большой помпой открывали никелевые заводы на северо-востоке острова. Потом подсчитали и поняли, что старые, американские, воздвигнутые еще в пятидесятые годы прошлого столетия, превосходят наши по производительности. Но дело даже не в этом. После распада СССР вся никелевая промышленность Кубы фактически перешла под контроль Канады. А главу «Интерроса» Владимира Потанина, который посетил страну в начале тысячелетия, пытаясь получить долю в ее никелевой промышленности в обмен на хотя бы часть 25-миллиардного долга Кубы СССР и России, высмеяли. С Фиделя спрашивать долги — все равно что с главаря «солнцевских».

А с Чавеса? Время покажет. Но уже сейчас трезвые аналитики говорят, что «излишние лобызания» с венесуэльским каудильо могут помешать отношениям России с серьезными политиками континента. И

никакие подарки Уго Чавеса — ни «самый лучший в мире шоколад», ни банановый джем, подаренные Дмитрию Медведеву, — не могут компенсировать более чем скромные торгово-экономические отношения с такими странами, как Бразилия, Чили, Мексика.

А между тем именно бразильские технологии практически во всех областях экономики — от добычи нефти до здравоохранения — могут быть исключительно интересны для модернизационного плана Медведева. В том числе технологии энергосберегающие, о необходимости которых президент призвал «талдычить» каждый день. Именно бразильцев надо в первую очередь приглашать в Сколково. Хотя те и на два шага впереди по многим показателям, все же, как и мы, они только в начале пути.

Не худо нам, наконец, перенять и опыт спасательных операций горняков, который столь блестяще недавно продемонстрировали чилийцы. Так же как и опыт возведения сейсмоустойчивых зданий, при строительстве которых используется бетон, а не песок вкупе с разнообразными изощренными схемами «откатов» госструктурам.

«Открытие Латинской Америки», о котором заговорили наши лидеры, между тем проходит с бананами и джемом, ужимками, прыжками и неудачными репликами. Вроде той, что если наши новые отношения с Латинской Америкой «кого-то беспокоят» (имеются в виду США), то, как сказал президент во время поездки в Буэнос-Айрес, «нам на это наплевать».

На самом деле американцы не станут волноваться и беспокоиться, пока не выяснится, что Уго Чавес договорился о приобретении первой партии оружейного плутония у Ахмадинеджада. В рамках «нового мирового порядка», который Чавес предложил построить Ирану после поездки в Москву.

До той поры мы можем поставлять танки не по 35 штук, а сотнями и помогать строить в Венесуэле заводы по производству миллионов «калашниковых». А потом зайдем к Америке с тыла, с ее заднего нефтяного двора (пятую часть всего топлива получает она из Венесуэлы) и радостно скажем ей: «А мы готовы к стратегическому сотрудничеству».

Но, может быть, все же приятнее лобызаться не с Чавесом, боливийцем Моралесом и эквадорцем Корреа, а с симпатичной госпожой Руссефф? А что касается ее революционного прошлого, то нет больше на далеком континенте левых и правых. Есть ответственные, зрелые политики – и есть провокаторы-шарлатаны.

Автор – обозреватель «Новой газеты»

Новости и материалы
Саудовская Аравия начала искать инвесторов для проекта Неом
Суд продлил арест певца Шарлота
Стало известно, что ждет водителя-иностранца за оскорбления чемпионки UFC
Британский эксперт раскрыл последствия краха ВСУ у Часова Яра
В Минэкономразвития дали прогноз по безработице на три года
В Австрии оценили последствия отказа от российского газа
Глушаков заявил о заговоре против себя в российском футболе
Минэкономразвития повысило прогноз по инфляции в РФ в 2024 году
Женщина живет дома вместе с 1000 куклами, которым шьет платья
На Украине заявили о нехватке мест в тюрьмах для уклонистов и дезертиров
Матери певца-колясочника Вербенина придется доказывать его гибель в «Крокусе»
Российский подросток назвался Гитлером и учил пятиклассников нацистским лозунгам
Алиев высказался насчет мирного договора с Арменией
Глава Гагаузии высказалась за федерализацию Молдавии
Похищение женщины попало на камеру дверного звонка, и ее похитителя быстро поймали
Минобороны назвало количество сбитых за сутки украинских беспилотников
Звезда «Хэппи-энда» объяснила, почему не становилась матерью до 32 лет
Президент Ирана о возможной атаке ЦАХАЛ: от Израиля вряд ли «что-то останется»
Все новости