Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Авиапроповеди и покаяние онлайн

Религии удалось справиться с вызовом техники, найдя к ней верный подход

Reuters
Религии удалось справиться с вызовом техники, найдя к ней верный подход

Израильские раввины наняли самолет и пролетели над страной, читая молитвы и каббалистические заклинания. Цель полета – спасти соотечественников от свиного гриппа, который не на шутку разгулялся в Израиле. Мировые СМИ с удовольствием сообщили эту новость читателям, забавная картинка сразу попала в YouTube.

Самозабвенно молящиеся раввины в ермолках и черных федорах (особенно хорош был один с трубкой интеркома в руке) смотрелись выигрышно.

Неожиданное сочетание древней традиции и современной техники развлекло читателей и зрителей. Для летаргического августа – самое то.

Между тем новость эта вовсе не нова. Впервые Палестину облетели с молитвами еще во время Второй мировой, рассчитывая таким образом предотвратить вторжение немецких войск. Самолет был британский, а молился раввин Иегуда Фатаях, кстати, дедушка организатора нынешнего молитвенного полета. Пару раз раввины прибегали к помощи авиации и в 90-е годы, защищаясь от иракских ракет и палестинских террористов.

Иудаизм вообще легко берет на вооружение самые последние технические достижения. Молитвенные записки давно уже подаются к Стене плача через Интернет, недавно к обычному вебсайту добавился еще и новомодный Twitter.

Не отстают и буддисты, которые вовсю «щебечут» в Интернете во главе с неутомимым далай-ламой. То, что у них нет и не будет проблем с техникой, я понял, глядя, как бойко крутятся молитвенные барабаны в центре Ниингма неподалеку от кампуса Беркли. Еще бы: они приводились в движение электричеством.

На протяжении прошлого столетия ученые и богословы (первые с оптимизмом, вторые с печалью) рассуждали о том, что современная цивилизация не оставит от религии камня на камне. Казалось, что в этих рассуждениях была немалая доля правды. Действительно, техника превращает нашу жизнь в лихорадочную гонку. Когда ты просыпаешься в одной стране, обедаешь в другой, а ложишься спать в третьей, на ходу переваривая кучу всяческой информации из Интернета, чехарда в голове не проходит даже во сне. Не остается времени для пауз, которые для религиозного сознания – главное. Потому что именно они позволяют задуматься о смысле происходящего. «Лишь на краткий миг удается человеку избежать законов этого мира. Мгновения остановки, созерцания, чистой интуиции, умственной пустоты… Именно в эти мгновения он способен к неземному», — писала Симона Вейль, у которой мистический дар сочетался с острым восприятием современности.

Однако век закончился, а религии выжили и даже находятся на подъеме. Справиться со стремительным ритмом оказалось по силам величайшим проповедникам нашего времени. Он не помешал им сохранить внутренний покой, который подобно магниту притягивал и притягивает к ним людей. Протоиерей Александр Шмеман окормлял паству на американских просторах от Калифорнии до Нью-Йорка, читал и писал в самолетах и аэропортах, оставаясь глубоким мыслителем и чутким пастырем. Далай-лама, который сегодня встречается с американским президентом, завтра с немецким канцлером, а послезавтра проповедует в горной Дхарамсале, пишет книгу «Путь к спокойствию» и на собственном примере показывает, как его обрести.

Если внимательно присмотреться к способам использования техники различными религиями, можно заметить одну особенность. Они прибегают к ней как к инструменту, который помогает справиться с религиозной задачей, но не посягает на ее сущность. И главное – сохраняют от техники свою независимость.

Раввины могли бы с равным успехом объехать Израиль на телеге, благо территория небольшая, но по сути это мало бы что изменило. Во всяком случае, силы бы заклятиям не прибавило. А не будет под рукой самолета — объедут и на телеге. Молитвенные буддийские барабаны на электроприводе в Беркли, как и положено, умножают число заслуг. Но сломается движок — станут вращать вручную. Независимое отношение к технике нейтрализует ее гибельный эффект на религиозную жизнь. Если инструмент помогает, им можно воспользоваться, но цепляться за него как за панацею, увольте.

Примером такого подхода и является деятельность далай-ламы. В книге «Путь к спокойствию» есть такие слова: «Западные умы трудятся без устали, но всегда стремятся к эффективности. И ставят себя этим на службу результату. А потому, как все слуги, теряют независимость. Именно так всемирное вторжение техники ограничивает жизнь ума». Однако это рассуждение наряду с другими цитатами из книги можно прочесть в Twitter'е – новейшем техническом достижении. Не противоречит ли это мысли автора? Вовсе нет, напротив: ее уточняет.

И делает понятной для публики, не слишком обремененной религиозными поисками. Недаром популярность далай-ламы простирается далеко за пределы Тибета. Беда вовсе не в том, что мы пользуемся техникой, а в том, что попадаем в зависимость от нее. Конечно, бывают зависимости и похуже – потребительская, алкогольная. Но беда-то общая – оказаться на положении слуги у бездушного хозяина.