Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Теория малых дорожных мер

Игорь Иванов 21.11.2007, 15:37

Проекты по улучшению движения выглядят половинчатыми.

Проведение конкурса на строительство платных дорог — первого участка скоростного шоссе Москва--Петербург (15–58-й километр) и магистрали от МКАД до трассы М1 Москва--Минск в объезд Одинцова – откладывается на месяц. Об этом пишет сегодняшний «КоммерсантЪ-daily». Вероятнее всего,
вопрос с платными дорогами останется открытым и до президентских выборов: слишком значительны суммы, чтобы пройти мимо внимания нового гаранта. В совокупности оба проекта тянут на $3 млрд, из которых $1 млрд должен выделить инвестфонд.

И так неблизкая перспектива строительства дорог, пусть даже платных, способных разгрузить существующие в Подмосковье трассы и хоть как-то решить транспортные проблемы столичного региона, отсрочивается надолго.

Между тем, кое-что для решения этих проблем можно было бы сделать уже сейчас. Совет Федерации внес в Госдуму законопроект, предлагающий штрафовать гаишников за пробки, возникшие по их вине, – сумма штрафа должна составить от 20 до 30 тысяч рублей (что, к слову, означает, что оштрафованный сотрудник, если иметь в виду официальную зарплату, отработает этот месяц «в минус»). Несмотря на явно предвыборный характер этой инициативы, она выглядит достаточно здравой, чтобы вызвать поддержку и после выборов.

Что, в самом деле, может быть разумнее, чем увязка дохода сотрудника дорожной полиции с состоянием дел на дорогах?

Разработчики и комментаторы документа сконцентрировались на мигалках, а также на сужениях дороги (на выездах из Москвы, например). Предлагается в очередной раз сократить число льготников, имеющих право на мигалку. Кроме того, запретить сужения дороги – что вызывает вполне ожидаемое непонимание у ГАИ. Без искусственно создаваемых на выезде из города пробок, как считают милиционеры, совершенно нереально будет вычленять в потоке угнанные автомобили.

Мне лично кажется, что даже полное запрещение мигалок будет менее полезно для организации дорожного движения, чем небольшая реформа в части правил постановки светофоров.

Не главная, но, тем не менее, заметная проблема для любого человека, выезжающего в Московскую область, – это нереальное количество светофоров по большинству направлений. Понятно, что установка каждого из них обоснована так, что не подкопаешься. Масса населенных пунктов расположена по обе стороны от федеральных трасс, и когда жители деревни ходят друг к другу в гости, там, где нет светофора, не обходится без ДТП и т.д.

Проблема состоит в том, что такой светофор тормозит движение по федеральной трассе нередко 24 часа в сутки. Каждая деревня – минус 20 секунд с учетом разгона и торможения. Каждая деревня – минус 20 центов, потраченных на бензин, и т.д. А сколько таких деревень на пути из Москвы в Новороссийск? Сколько составят эти расходы, помноженные на десятки, сотни тысяч фур, ежедневно проезжающих по федеральным трассам? Между тем, решение можно подсмотреть в любой европейской столице, где светофор зажигает зеленый для пешеходов после того, как человек нажмет кнопочку. И ведь, я помню, были такие и в России. Но куда-то подевались. Между тем, для сельской местности это оптимальное решение, которое позволит сэкономить транспортникам без преувеличения сотни тысяч долларов ежедневно (а также сотни тысяч литров топлива).

Есть свои проблемы и в городах.

Кажется, что в каждом крупном населенном пункте РФ имеется, по меньшей мере, один светофор, установку которого народная молва связывает с проживанием по этой улице высокого чина из местного ГАИ. Я, например, знаю такой на Дмитровском шоссе, после эстакады: он до крайности лоялен к выезжающим на шоссе, и у таксистов на этот счет есть совершенно достоверная информация о месте проживания начальника управления ГАИ по соответствующему округу. Аналогичные истории я слышал и в Альметьевске, и в Петербурге.

Конечно, на самом деле установка светофоров обусловлена, как нам объясняют, исключительно заботой об удобстве и безопасности населения, проживающего на территории. Другое дело, что

ничем не лимитированная забота о «местных» приводит к серьезным неудобствам и, не побоюсь этого слова, к убыткам для тех, кто едет «насквозь».

В качестве примера можно привести, скажем, город Солнечногорск, где в целях заботы «о местных» установлено аж 8 светофоров на 50 тысяч человек. Для сравнения: в Москве таким же количеством светофоров обходятся на участке от границы города до центра (например, по Ленинградскому шоссе от МКАД до Белорусского вокзала). Между тем, вдоль Ленинградского шоссе живет, очевидно, на порядок больше народу, чем в Солнечногорске, и ничего, обходятся теми же восемью светофорами (не считая немыслимой для Москвы возможности повернуть налево на каждом втором светофоре). Я думаю, что у каждого москвича (равно, как и у дальнобойщика) есть свой Солнечногорск – Подмосковье усеяно ими более чем обильно. А в данном случае, счет временных потерь идет уже на не на секунды, а на минуты. И расход бензина при, скажем, 20 минутах езды в городском цикле (вместо пяти по трассе) исчисляется уже литрами топлива, то есть фактически несколькими долларами за каждый условный Солнечногорск, встретившийся по пути. Схема организации движения в таких городках выглядит уж больно патриархально – по меркам современного траффика. Насильственное насаждение передового столичного опыта (в том числе и опыта европейских столиц) в области управления дорожным движением позволило бы хоть в какой-то мере снять дорожные проблемы в Подмосковье. А там когда-нибудь построят и дороги, пусть даже и платные.