Никто, конечно, не против того, чтобы у России была собственная автомобильная промышленность, вопрос в том, чтобы цена вопроса не оказалась слишком высока.
На днях должен был состояться аукцион по продаже имущества давно обанкротившегося завода «Москвич». На торги выставлялся имущественный комплекс, при этом практически целиком единым лотом продавались как производственные площади, так и, к примеру Дом культуры у метро «Текстильщики». Скорее всего, после такого аукциона история автозавода на Волгоградском проспекте была бы закончена, поскольку покупателем, скорее всего, оказался бы один из девелоперов, который застроил бы территорию завода офисами класса В, а не месте ДК «Москвич», можно не сомневаться, появился бы многофункциональный торгово-развлекательный комплекс.
Однако за два дня до их проведения торги отменил суд. Формальной причиной послужило решение внешнего управляющего «Москвича» объединить все выставляемые на торги объекты (общей площадью 170 тыс. кв. м) в один лот. Реальной — желание Юрия Лужкова восстановить производство на АЗЛК. Об этом мэр Москвы вновь заговорил в ноябре. И спустя несколько недель департаментом науки и промышленной политики Москвы была подана жалоба на действия внешнего управляющего «Москвича». Суд после двухдневного совещания с доводами столичных властей согласился и аукцион отменил.
Давно известно, что власти города неровно дышат к этому предприятию. Практически все 90-е «Москвич» держался главным образом благодаря поддержке столичного правительства. Была даже, помнится, попытка пересадить городских чиновников на представительские автомобили производства АЗЛК (в истории завода есть и такая смелая попытка перепозиционирования).
Казалось, однако, что здравый смысл возобладал, и на Тверской, 13 смирились с потерей АЗЛК. Тем более что вроде бы замена заводу «Москвич» нашлась — на территории предприятия начало работу совместное предприятие мэрии столицы и концерна Renault — завод «Автофрамос».
<1>Кстати говоря, когда в Renault приняли решение о начале производства на территории «Москвича», это вызвало по меньшей мере удивление у большинства экспертов. Существует общемировая тенденция выноса автомобильных предприятий за черту города (тем более столицы), и дело не только в экологии, но и в экономическом эффекте: за городом проще строить логистику, плюс там дешевле рабочие руки и т.д. Renault же, наоборот, вносил производство в черту города. Вряд ли дело тут в каких-то фантастических бонусах, которые могла дать территория завода: французский концерн все равно получал лишь голые корпуса и энергоснабжение — ясно, что вся начинка приехала из Франции. Renault, во-первых, получил от столичных властей существенные льготы по земельным платежам. Во-вторых, у концерна была прорывная модель Logan.
Нет сомнений в том, что и завод АЗЛК, если на нем начнется производство, вновь получит существенные льготы от столичных властей. Но у него нет и вряд ли будет прорывная модель.
В ее роли, я так понимаю, выступит концепция развития отечественного автопрома, подготовленная главой Роспрома Борисом Алешиным к собранию акционеров АвтоВАЗа. Избранный в совет директоров тольяттинского автопредприятия чиновник просит у государства $5 млрд до 2010 года.
Похоже, что помимо АвтоВАЗа, теперь оккупированного выходцами из Рособоронэкспорта, на эти деньги появились и другие претенденты, раз уж Юрий Лужков собрался восстанавливать производство на АЗЛК.
Недавно проводящий проверку профессионального футбольного клуба «Алания» замгенпрокурора Колесников обнаружил многочисленные нарушения в расходовании бюджетных средств и предложил просто закрыть клуб.
Если Генпрокуратура проявит принципиальность и продемонстрирует равный подход к хозяйствующим субьектам, то, вероятно, так же может кончиться и история восстановления производства на «Москвиче».
Только вот от игры футбольной команды «Алания» получали удовольствие по крайней мере осетинские болельщики. Сомневаюсь, что кто-либо получит массу удовольствия от продукции завода АЗЛК — что старой, что обновленной версии, если последняя, конечно, появится.