Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Март длинных ножей

Миротворческие контингенты способны остановить крупные боестолкновения, но не способны прекратить вражду и де-факто становятся механизмом консервации конфликта.

На этой неделе, несколько месяцев спустя после последней крупной вспышки насилия в Косово 17–18 марта, международная организация Human Rights Watch обнародовала подробный доклад о причинах и обстоятельствах этого кризиса. Доклад привлек внимание прежде всего необычной для документов такого рода резкостью и определенностью выводов. Вместо того, чтобы по обыкновению всех расследований погрузиться в предысторию конфликта и прийти к традиционно-дипломатичному «все виноваты — никто не виноват», авторы доклада прямо возлагают ответственность за произошедшее на одну из сторон, и стороной этой оказываются албанцы.

Едва ли не впервые за всю историю югославских войн международная организация безоговорочно объявляет сербов пострадавшей стороной.

Причастность сербов к гибели трех албанских мальчиков, утонувших в реке Ибар (которая и спровоцировала волнения), признана недоказанной, а албанские политики, средства массовой информации и даже активисты-правозащитники обвиняются в преднамеренном разжигании конфликта.

Однако центральная часть отчета посвящена не роли албанских националистов, а провалам в деятельности международного миротворческого контингента в Косово. В докладе Human Rights Watch подробно описывается, как толпы албанских националистов жгли сербские дома и старинные церкви под самым носом у миротворцев из разных европейских стран. В ряде случаев французские, немецкие и итальянские войска никак не реагировали на погромы, происходившие непосредственно за воротами их баз; в тех случаях, когда миротворцы все же прибывали к месту столкновений, они ограничивались лишь эвакуацией сербов, позволяя албанцам безнаказанно уничтожать дома, школы и культурные памятники. Human Rights Watch не обвиняет миротворцев в каких-то особых симпатиях к албанцам; речь идет о недостатке спецсредств и специальных навыков контроля за толпой, об отсутствии четкой командной структуры и ясной политической воли, но самое главное — об отсутствии решимости действовать на уровне командиров отдельных частей и подразделений.

Провал миротворцев в Косово можно считать вполне модельным: именно так обычно и происходит, когда миротворцев посылают в чужую страну, не снабдив их ясным мандатом на применение силы.

Миротворцы тем и отличаются от оккупационной армии, что не несут ответственности за происходящее в стране, тем более когда структура руководства размыта, каждый контингент действует по своим особым правилам, а любой командир предпочтет скорее быть обвиненным в бездеятельности, чем в чрезмерной активности, повлекшей гибель собственных солдат.

В этом смысле события в Косово должны, казалось бы, стать предостережением для тех, кто призывает заменить американскую оккупационную армию в Ираке некими международными миротворцами под руководством ООН. В общем, еще один довод в пользу тех, кто с презрением и недоверием относится ко всяким там «вечно совещающимся ооновцам» и «нерешительным европейцам», любым попыткам коллективного наведения порядка в мире и гуманитарным интервенциям.

Ясно в ретроспективе и то, что албанские националисты исключительно эффективно использовали сложившийся в Косово режим международного протектората.

Трудно судить, были ли все элементы конфликта частью заранее разработанного плана, но полевые командиры, публичные политики, СМИ и интеллектуалы действовали как по нотам, искусно манипулируя миротворцами. Очевидно, скажем, что в тактическом отношении залогом «успеха» погромов стал тот факт, что миротворцы столкнулись не с отрядами боевиков, а с формально «невооруженной» толпой: албанцы, таким образом, навязали миротворцам свою логику происходящего, в рамках которой ооновские войска не смогли дать им вооруженного отпора.

И тем не менее говорить о провале миротворческой операции в Косово было бы неверно. В определенном смысле, в Косово произошло то, что должно было произойти и что происходит во всех точках земного шара, контролируемых международными контингентами. Внешние силы — иностранные миротворцы — вполне успешно справляются с прекращением крупных боевых столкновений между противоборствующими сторонами с применением танков, тяжелой артиллерии и так далее. Однако установление полного контроля над всей спорной территорией, реставрация мирной жизни, борьба с отмороженными полевыми командирами не входят в их компетенцию; нет у них для этого и требуемых для этого сил, средств и политической воли. Практика последних миротворческих операций показывает, что надежду на успех дает лишь негласная договоренность с местными вождями и полевыми командирами, которые в обмен на признание за ними фактического контроля над соответствующими участками территории и отказ от чрезмерных злодейств получают индульгенцию на злодейства достаточно малые, чтобы избежать попадания в вечерние выпуски новостей. История практически всех регионов после проведения в них миротворческих операций — это история размежевания, когда присутствие иностранных контингентов используется не для национального примирения и интеграции, а для консолидации контроля над двумя разделенными частями страны в руках соответствующих лидеров, политических, этнических или религиозных общин, выдавливания из них всего инородного.

Миротворцы по самой сути своей — это инструмент консервации конфликта и закрепления его результатов, а не восстановления status quo ante bellum.

~ В этом смысле миротворческая операция на Балканах была с самого начала обречена на возникновение «недопониманий», подобных косовскому. Инициировавшие ее европейские державы ставили себе целью не разведение противоборствующих сторон ради прекращения кровопролития, а недопущение насильственного изменения границ; политический принцип был провозглашен достаточно четко: «В конце 20-го века нельзя с помощью военной силы перекраивать карту Европы, как бы архаична она ни была». Теоретически это означало, что все этнические и религиозные общины вернутся к сосуществованию по довоенному образцу в рамках унаследованных ими от Югославии границ. На практике же все вполне предсказуемо: общины, отказавшись от танков и гаубиц, занялись «малыми злодействами» на подконтрольной им территории и под прикрытием миротворцев. Косовские албанцы в этом смысле не сделали ничего не обычного, вполне стандартной была и реакция миротворцев.

Очевидно и то, что события 17–18 марта ничуть не уникальны и являются повседневной реальностью во всех контролируемых миротворцами регионах. Ровно поэтому следует считать праздными и рассуждения о том, что косовские события означают-де компрометацию самой концепции миротворчества. Вопрос здесь, видимо, состоит в адекватной постановке целей и корректировке ожиданий.

Новости и материалы
Стало известно о проблемах украинцев при поиске работы в Британии
Мартышку, искусавшую троих людей в Хабаровском крае, поймали
Огнеборцы локализовали пожар на овощебазе в Краснодарском крае
Подросток украл у родителей дорогие часы и драгоценности из-за угроз мошенников
Система ПВО уничтожила беспилотник ВСУ в Белгородской области
МВД РФ объявило в розыск замглавы офиса Зеленского
Российские школьники рассказали, как чувствуют себя перед ЕГЭ
Москвичам пообещали теплую погоду 19 мая
Российская авиация поразила неуправляемыми ракетами позиции ВСУ
Израильский министр пригрозил выходом из правительства Нетаньяху
Израиль сообщил об уничтожении около полусотни террористов в Рафахе
Губернатор Ленобласти опроверг атаку на нефтебазу в Выборге
На Украине рассказали о разочаровании Зеленского действиями Запада
В секторе Газа погибли 17 человек из-за удара Израиля
Офтальмолог рассказала, как защитить глаза от солнца
Назван показатель, в котором «Ванкувер» лучший во всей НХЛ
В Белгородской области после атаки беспилотника ВСУ загорелся храм
В Курской области сообщили об опасности атаки БПЛА
Все новости