Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Тихо, идет съемка!

23.05.2008, 17:01

В стройных рядах политических животных растерянность. Все, кто знал точно или предполагал с вероятностью 99,9%, что конкретно будет происходить непосредственно до, во время и сразу после заступления Медведева на место Путина, кажется, дико разочарованы. Всем, кто хоть немного знаком с основами драматургии, хочется жути, роковых страстей, саспенса, кульминации и драматической развязки. Даже дураку, далекому от политики, ясно, что два президента – заступивший и уступивший – это конфликт, заложенный в самой сюжетной конструкции. Однако, как ни жаль для нас, избалованных кровопусканиями на улице Вязов в пятницу 13-го, но, по большому счету, ничего такого не происходит. Нет, возможно, где-то некто X пускает кровь некоему Y или тыкает иголками в его глаза на фотокарточке, но никто доподлинно этого не видел и не увидит. Наоборот, телик бетонирует картину тотального единения, попеременно тасуя кадры: Медведев в пиджаке — Путин в кресле, Путин у микрофона — Медведев в казарме у военных, Медведев за справедливый и неподкупный суд — Путин за хорошие дороги, Медведев против коррупции — Путину в коровнике лижет руку трогательный свеженародившийся бычок. А то возьмут, да просто покажут, как шли те двое по Красной площади в памятную выборную ночь. Такие разные, и все-таки они вместе.

Приятно-убаюкивающие и одновременно душеподъемные картинки, призванные, очевидно, погасить небольшую рябь на воде, неизбежно поднимаемую выборами, даже самыми прогнозируемыми. И только политические аналитики, как те маньяки, колят и колят себя иголками, щипают друг друга за разные места, чтобы не уснуть от скуки – ведь буквально нечего обсуждать. И будет нечего еще достаточно долго. Потому что нужно время, чтобы накопить хоть какой-то драматургический потенциал. А пока пьеса развивается так, как и была написана. Пусть неувлекательно, неинтересно, зато предсказуемо. Ужасы ведь приятны на бумаге, когда сидишь со стаканом кефира и читаешь детектив в мягкой обложке, а в реальности нам не надо, чтобы кто-то постучался ночью в дверь с кухонным ножом наперевес и хеллоуиновской тыквой на башке.

В общем, это вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия.

Вот мы и сидим с кефиром, смотрим кино. Единственное, что остается – смотреть. И аплодировать. Невозможно пройти мимо того факта, что те, кто делает нам президентское кино, делают его блестяще. Выше всяческих похвал была снята инаугурация. Душа замирала от финальных планов – золото куполов и белые свечки колоколен на фоне голубого холодного неба и карминно-красных стен Кремля. Какая цветовая гамма, сколько царственного достоинства и имперского величия в этих мощных кадрах! Потом на параде 9 мая тема была талантливо продолжена – ястребиные крылья истребителей над золотом маковок, черные птицы на фоне крестов – высочайшего уровня кино.

Кино – это сейчас тема. Лучшие силы визуальной индустрии брошены на создание мифа о новой империи, в свою очередь, империя разворачивается лицом к кинематографу.

Бизнес активно инвестирует в строительство мультимедийных комплексов. Близ Анапы АФК «Система» строит гигантский съемочный комплекс XXI века – русский Голливуд, «Газпром», по слухам, готовится покупать студию им. Горького. На фестивале в Каннах Россия впервые рекламирует свои киноуслуги. Убеждает: и натура у нас богатая, и снимать у нас якобы дешевле. Тут, конечно, привирают немного – дешевле все-таки в Румынии. Но в России, конечно, интереснее. И страна красивая, и откаты большие.

Как знать – может, при государственной поддержке и кино пойдет на экспорт — не все же нефть продавать.

Занятно, что именно в области кино – едва ли не единственной – Путин и Медведев демонстрируют некоторую разность предпочтений. Исходя из чего, можно заключить, что это не один и тот же президент, а разные, в сущности, люди.

Владимир Владимирович был недавно явлен на съемках «Утомленных солнцем-2» у Никиты Михалкова в кресле режиссера (важная деталь!). Необыкновенно, надо сказать, идет Владимиру Владимировичу съемочная площадка. Он в принципе фотогеничен, как заметила недавно директор МДФ Ольга Свиблова, открывая выставку лучших фотографий Путина.

Владимир Владимирович вообще умеет позировать лучше любой модели. Допотопный паровоз на рельсах, на фоне которого снимался в режиссерском кресле Путин, одновременно напоминает и о прибытии Ленина на Финляндский вокзал (то есть адресует к советскому стабильному прошлому, к памяти о славном и героическом) и указывает на нечто такое, связанное с Фандориным, статским советником, сибирским цирюльником (то есть дореволюционное, ностальгическое, прянично-идеальное и утопическое, рассчитанное на целый пласт патриотов и одновременно модное, киношное, понятное юным зрителям кинотеатров, видевшим фильм Филиппа Янковского и читавшим Бориса Акунина). Какой верный момент был выбран для визита Владимира Владимировича – а то снимали бы любовный эпизод, и что бы из этого вышло? Одна непристойность. А тут дорога, путь, Путин… Какая точная и тонкая работа. Кто все-таки этот человек, который потрясающе ставит это шоу? Неужели это опять вы, о ком я сейчас подумала?

А вот президент Медведев зафиксировал ранее свои отношения с кинематографом визитом на спецпоказ «Иронии судьбы-2», к другому известному продюсеру. Факт единичный, но показательный. Обозначена очевидная разница между одним президентом и другим, разница даже поколенческая. Кино про сотовую связь, про менеджеров и бывших интеллигентов, про современные технологии, про Питер и Москву, которые любили-любили друг друга, но так и не вышли замуж… А потом вышли, но через много-много лет. Все получилось так, как в жизни. Другое дело, что показ чаепития Медведева с Сергеем Безруковым и Лизой Боярской не донес до аудитории никакого внятного месседжа.

Вот где ресурс для работы пиарщиков, режиссеров и сценаристов нового президента. Надо думать об образе Медведева в кинематографическом смысле, искать натуру, уточнять детали, давать больше краски. Вертолеты и ракетоносцы тут не годятся. Кто лучше Путина будет смотреться за штурвалом истребителя, кому больше, чем Путину, идет бронежилет и морской бушлат?

Можно было бы, например, постоять на границе с собакой. (Кстати, почему-то этот ход не использовали – наверное, опасно). Но нет, и это не годится – потому что собака у Путина, а у Медведева кот. Кот не брутален, из него не выжмешь ничего, кроме темы дома, домашнего очага, уюта, то есть – вы догадались! – конечно, получился год семьи.

Череда спортивных триумфов также имиджево должна была бы достаться Путину, но тут и Медведев получил по справедливости – в конце концов, он президент, принявший спортсменов-победителей. Но в глобальном смысле, роль брутального лидера нации навечно, практически, закреплена за ВВП. Поэтому задача сценаристов и режиссеров нового президентского кино (если она вообще поставлена), необыкновенно сложна. Сделать еще одного героя боевика не получится, придется кроить образ интеллектуала (сын профессора, ничего не поделаешь) – покровителя ученых, врачей и учителей, защитника госбюджетников. Задача куда менее зрелищная и более затратная. И не гарантирует аншлага уж точно. Тут одними нанотехнологиями не обойдешься. Медведев начал с юристов, что логично. Если ему удастся подобрать под себя валяющуюся без дела судебную власть, то, считай, роль наполовину сделана. Первую серию уж точно продержится. В смысле один президентский срок.