Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Тотальная мобилизация
началась и закончилась

19.08.2003, 15:57
Андрей Колесников

Объявленная президентом 11 июля тотальная мобилизация интеллектуальных ресурсов и общественных сил приобретает организационные формы — спустя месяц и неделю прошло первое заседание «комиссии Шувалова», она же — рабочая группа.

Задача, стоящая перед представителями различных политических кланов, собранных под крышей помощника президента, известна — надо поискать пути решения проблем из «путинской триады»: удвоить ВВП, модернизировать Вооруженные силы, побороть бедность.

Поскольку президент сказал, что «лучше, чтобы это были люди, готовые предложить конкретные рекомендации», в комиссии собраны в основном практикующие политики и чиновники, в том числе и такие персонажи, о существовании которых еще недавно никто не подозревал. Например, сенатор от Кемеровской области Сергей Шатиров, который «конкретно» предложил осуществить «ускорение развития реального сектора».

Алгоритм решения судьбоносных проблем несколько напоминает методы работы Госсовета в ту пору, когда ему еще придавалось значение альтернативного мозгового центра и институционализированной дыры, через которую выпускается лоббистский и интеллектуальный пар.

Впрочем, с того момента, когда новость о создании «группы Шувалова» понаделала много шума, а некоторые горячие головы заговорили о создании альтернативного правительства, страсти поостыли и про комиссию забыли. Дата первого оргсобрания стала известна почти сразу — 19 августа. Но еще в минувшую пятницу один из членов комиссии спрашивал у вашего обозревателя, не знает ли он, будет заседание или нет: «А то с тех пор больше никто не звонил». Официального упоминания рабочей группы или комиссии нет нигде, а полномочия Игоря Шувалова до сих пор публично формально не обозначены — даже на сайте президента. Только интернет-ресурс «фанов» главы государства vvp.ru сочувственно держит баннер под названием «Комиссия Шувалова», на котором изображен лично Игорь Иванович с каким-то невероятных размеров навороченным телефоном государственной важности.

Кажется, к идее остыли даже те люди, которые ее сочинили и отвечают за практическую реализацию. Вероятно, попытки построить мобилизационную модель даже на уровне интеллектуальных дискуссий натыкаются на организационные сложности и отсутствие реального интереса к затее.

Складывается впечатление, что авторы идеи пожалели о том, что вообще инициировали процесс выстраивания надстроечного think-tank`а: теперь ведь надо что-то делать и даже оправдывать высокое звание альтернативного кабинета министров.

За более чем месяц удалось не столько удвоить ВВП, сколько скорректировать и почти удвоить состав самой рабочей группы — с 15 заявленных игроков до 27. Нет в окончательном списке, например, таких важных фигурантов экономической политики, как Андрей Илларионов и Герман Греф. Потенциальная эффективность работы комиссии утоплена самим принципом ее формирования — представительством в основном от политических партий и депутатских объединений. Наиболее широко представлены центристы — только от ОВР и «Единства» по три человека. Большая часть этих людей никак не подходит под президентское определение «интеллектуального ресурса» и тех, кто ставит общественные интересы выше корпоративных или личных. Если и произошла мобилизация чего-либо, так это ресурса лоббистского.

Общественные организации представлены скупо, выборочно и бессистемно — есть только РСПП, ТПП и ФНПР. Так что ресурсы гражданского общества остались в стороне от мобилизации. Зато широко, хотя и не менее бессистемно, представлены государственные институты — МЭРТ, Минфин, Совет федерации. Депутатский корпус представляет исключительно комитет по бюджету ГД, от сословия глав регионов — почему-то советник губернатора Белгородчины, а силовые структуры — не просто одно МВД, а начальник управления общественных связей этой структуры, вероятно, самый интеллектуально «ресурсный» представитель отечественной милиции.

Даже неподготовленный глаз сразу вылавливает из нерасчлененной представительской массы дееспособные фигуры. Точнее, не просто дееспособные, а неспособные предложить завиральные, дикие и самоубийственные идеи, что немаловажно для органа, которому предстоит проектировать повестку дня нового политического цикла. Хотя человеческий потенциал для предложения таких идей в рабочей группе, безусловно, есть. Возможно, разумные и рациональные люди, хотя и остающиеся в меньшинстве, возьмут верх в ходе дискуссий хотя бы по тому признаку, что дебаты эти — интеллектуальные. Среди них есть такие замечательные персоны и блестящие эксперты, как, к примеру, Каха Бендукидзе, Михаил Дмитриев, Владимир Мау, Владислав Резник, Алексей Улюкаев. Но проблема в том, что все они — крайне занятые люди с непростым рабочим графиком, и чтобы использовать их интеллектуальную потенцию, нужно очень хорошо отладить организационный механизм. Чему, собственно, и было посвящено первое заседание, которое, впрочем, прошло, по свидетельству очевидцев, во вполне предсказуемом бестолковом режиме.

Обменявшись впечатлениями по поводу того, какие темы могли бы оказаться значимыми для решения всяких там задач, участники совещания особенно подробно остановились на теме малого бизнеса. Сильно отличился в этом плане представитель «Яблока» Сергей Иваненко, заявивший, что Минфин торпедирует все инициативы партии по смягчению налогообложения малых бизнесменов. Возражения поступили из разных лагерей: сначала Владимир Мау заметил, что проблемы малого бизнеса вовсе не в налогах, а в нереформированности судов и бюрократизированности экономики, а Геннадий Кулик сообщил, что в бытность его членом правительства Примакова представитель «Яблока» и министр финансов Михаил Задорнов не был замечен в симпатиях к малым предпринимателям.

Свидетели утверждают, что это был самый яркий эпизод заседания. Участники рабочей группы договорились о следующей встрече. Только не оговорили когда, в каком режиме и каком составе. Так выглядит мобилизация а ля рюсс, которая где начинается, там и заканчивается.