Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Ришелье.net

16.07.2007, 12:20

Кардинал Ришелье, очень умный человек, знавший толк в деле госбезопасности, как-то сказал: «Если вы мне покажете хотя бы строк шесть, написанных рукой наичестнейшего человека, я непременно найдут в них такое, за что его можно повесить».

Так что если за кем-то установить непрерывную слежку, то на такого человека не составит труда накопать компромат в уголовно наказуемых размерах. А со времен кардинала Ришелье возможности следящих по технической части продвинулись очень далеко.

На днях бдительные китайские власти взяли «за живое» очередного блоггера. На сей раз, что примечательно, не за политику (политическая цензура в стране налажена давно и четко отслеживает в том числе и потенциально неблагонадежные частные блоги): некто Ванг Худжи, 35 лет от роду, был арестован за то, что в своем частном блоге давал советы инвесторам относительно поведения на бирже. Советы были не только платные, но и, видимо, толковые, потому что его блоге привлекал не тысячи, а сотни тысяч посетителей (все же Китай – страна иных масштабов, чем Россия). Бедолага забыл лишь об одной важной предосторожности – он не зарегистрировался в качестве биржевого консультанта.

В Америке, между тем, случилась несколько другая история. Федеральная комиссия по торговле США (FTC) выявила, что скрывавшийся под псевдонимом Raholeb как бы добровольный и «частный пиарщик» розничной сети Whole Foods на самом деле является ее же и руководителем. Одновременно он крыл почем зря конкурентов. Пиар-компания в частном блоге была всего лишь подготовкой к слиянию Whole Foods с другой компанией. Теперь сделка по слиянию под угрозой. Слово в блоге, оказывается, тоже не воробей.

В России пока все вроде бы и проще, и банальнее. То есть, конечно, мы стараемся не отставать от прочего мира (особенно авторитарной его части), а потому уже можем похвастаться несколькими уголовными делами, заведенными теми или иными представителями власти против хуливших их в своих интернет-блогах частных лиц.

Также во многих российских частных фирмах становится все более распространенной практикой отслеживание блогов собственных сотрудников. Мне, например, рассказывали знакомые про одну такую контору, где лично хозяин не спит ночами, отслеживая, кто какую гадость про него опять написал. И ведь относится этот человек всерьез к результатам своих изысканий. Заразил он такой странной болезнью и своих верных псов-менеджеров. Идя в ногу с интернет-прогрессом, этот бизнесмен творчески применяет методы кардинала Ришелье. Людей, правда, не вешают, зато исправно увольняют (правда, они все равно продолжают писать гадости). А что – между прочим, чем не принцип кадровой политики? Тем более, что он уже давно опробован и успешно применяется не только в не очень демократическом Китае, но и на вроде бы очень демократическом Западе. А как, спрашивается, еще узнать, лоялен ли человек конторе и что у него на уме? Другое дело, что, зная такие повадки хозяина, ему специально можно лить в блоге елей на не спящую ночами душу.

В блоги уже хлынули пиарщики. Потому как выяснилось, что сколько ни заноси бабла за то или иное «размещалово» в тех или иных печатных или телевизионных СМИ, но иногда бывает достаточно одного несанкционированного «чиха» в чьем–нибудь блоге, как потраченные огромные пиар-бюджеты летят псу под хвост. При тотальном росте недоверия к нынешним «униженным и оскорбленным» и многократно опущенным СМИ слово и кадр их девальвируются нынче чуть ли не с каждым часом. Ценность же слова, произнесенного (написанного) частным лицом (или тем, кто под него умело маскируется), растет в геометрической прогрессии. Блогосферу уже успешно осваивают российские туроператоры и риэлторы: на их сайтах вроде бы простые российские люди ненавязчиво делятся своими светлыми впечатлениями.

Нынешний и ближайшие годы в России, со всей очевидностью, станут годами взрывного развития методов всяческой манипуляции всяческим (политическим, консьюмеристским и каким только не заблагорассудится) поведением граждан через интернет-блоги. Не уверен пока насчет предвыборной кампании 2007-2008 – потому как уж слишком тупоумны нынешние партократы, быстро они это дело не скумекают — но в следующем избирательном цикле вы непременно будете получать именные письма по электронной почте и от депутатов, и от мэров, и от всех, кому периодически нужны будут ваши голоса. А поскольку технологии адресного таргетирования интернет-пользователей также будут в ближайшие годы развиваться взрывными темпами, то в пакете с политиками вы будут получать (в зависимости от ваших отслеженных симпатий в той или иной сфере жизни) рекламу всевозможных товаров, услуг и т.д.

Так что готовьтесь.

В России, по состоянию на конец прошлого года, уже было не менее 1,5 млн частных блогов. Причем это ведь не последние, если мерить по их ментальном у уровню, уровню доходов и влиянию на ход всяческих экономических и социальных процессов, в обществе люди. В отличие от стран западных, они в России к тому же куда больше политизированы. Разумеется, и к ним применима примерно та же пропорция, что выявили недавно в отношении англосаксов, среди которых не менее 20-25% блогеров непременно пишут о своих фирмах и дураках-начальниках, но дальше, через запятую, русский блогер частенько помянет и про Путина, и про Лужкова, и про того, кто там еще правит в его отдельно взятом благословенном богом или не очень благословенном регионе.

И вот тут выясняется одна не очень приятная (впрочем, не для блогеров, конечно) особенность: все это хозяйство весьма трудно контролировать. Ушло худо-бедно все же несколько лет, пока удалось утоптать и слегка пройтись альфальтоукладочным катком по медиа-пространству. Практически все стали ручными пушистыми «белочками» и «зайчиками», едящими с рук и преданно заглядывающими в глаза – чего, мол, еще изволите, Хозяин? Но одно дело – пяток- другой федеральных телеканалов, с десяток – другой газет и журналов, а другое дело – эти самые полтора миллиона непонятно как думающих и непонятно о чем пишущих частников, умудряющихся к тому же в соответствующих ресурсах пытаться сформировать собственную массовую идеологию, основным лозунгом которой, увы, становится лозунг «Все там наверху – козлы!».

И там ведь нельзя назначить «своего» ( в смысле «нашего») телеведущего, указав ему, кого именно нужно мочить в данный конкретный момент. Там действительно получается во многом по принципу «судите сами», причем, в отличие от телешоу, в прямом смысле «сами». И этих людей в их растущей миллионной совокупности все же очень трудно становится идеологически объегорить, впарив им очередной политический симулякр. Этих людей придется либо убеждать, либо очаровывать, либо и то и другое вместе. А «перевешать» их уже не удастся.

P.S. А, впрочем, кто его знает? На всякий случай я своего блога никогда не заводил и покамест не собираюсь.