Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«За месяц пять продаж»: почему забуксовала программа туристического кешбэка

Туроператоры сообщили о низких продажах по четвертому кешбэку

Четвертый туристический кешбэк, который выдается уже месяц и распространяется на туры с 1 октября по 24 декабря, «завис» и приносит в среднем около 10% продаж, в отличие от 25% в среднем в предыдущие волны, выяснила «Газета.Ru». Как отмечают туроператоры, исторически люди бронируют осенне-зимний отдых позже, а в пандемию — и вовсе впритык к поездкам, что может привести к провалу этапа программы.

Четвертый этап туристического кешбэка стартовал 16 июня, закончится 31 июля и пока что демонстрирует низкую эффективность, сообщают туроператоры. У кого-то это единичные продажи, у кого-то до 15%, но все опрошенные «Газетой.Ru» компании сходятся на том, что у этой «волны» программы крайне неудачные даты начала — разгар лета, а требуемая глубина продаж — несколько месяцев вперед.

«Фактически им никто не пользуется, потому что представить себе человека, который в июле заказывает путешествие в нашем нестабильном мире на октябрь, ноябрь и декабрь, очень сложно.

И этот кешбэк фактически завис. За месяц было буквально пять продаж», — говорит «Газете.Ru» генеральный директор «Клуба путешественников Орфей» Михаил Романов.

Третий этап кешбэка запустился в середине марта, и чтобы получить 20% от стоимости тура по России, необходимо было купить его с 18 марта по 15 июня, а поездку совершить до 30 июня. В рамках четвертого этапа туристы должны принять решение о поездке поздней осенью в разгар лета. Это прямо противоречит и традиционным практикам, и привычкам людей в пандемийный сезон, указывают туроператоры.

Как поясняет вице-президент АТОР и генеральный директор турагентства «Алеан» Илья Уманский,

на осенний период и начало зимы активные продажи исторически начинаются позже — с середины августа. Тем более что открытие популярных зарубежных направлений — Турции и Египта — может спутать карты российским туроператорам и организаторам путешествий.

«Загрузка межсезонья даже с учетом кешбэка может оказаться не такой хорошей. Скорее всего, даже хуже прошлого года», — прогнозирует Уманский.

С ним согласен генеральный директор агентства «Дельфин» Сергей Ромашкин, по словам которого даже «лето затормозилось»: очень плохо продается август, а это пик сезона. Неудачно, что период кешбэка совпал с нарастанием коронавирусной паники, считает он. Туристы сейчас в любой сезон предпочитают очень короткие бронирования, за неделю-две до предполагаемой поездки.

«К сожалению, четвертый кешбэк предлагает туристам вкладываться на длительный срок, и туристов это пугает», — добавляет Ромашкин.

Кешбэк помогает увеличить спрос, но не глубину бронирования, обращает внимание руководитель Союза организаторов детского активного туризма, директор консалтинговой юридической компании «Природный кодекс» Марина Грицун. По ее мнению, включение в программу новогодних праздников могло бы привлечь больше туристов, но это уже противоречит целям властей простимулировать спрос именно в низкий сезон.

То, что кешбэк работал в мае-июне, было нужно, чтобы поддержать спрос на российское предложение на фоне закрытия Турции и «вхождения в сезон» в июне, и в итоге продажи в этом месяце оказались очень хорошими, а доля туров по кешбэку составила порядка четверти от проданных в рамках третьего этапа, уточняет Сергей Ромашкин.

Сейчас же самым большим спросом пользуются речные круизы — единственный вид отдыха, который можно забронировать сейчас на даты с 1 сентября по 1 октября. Спешные корректировки в программу Ростуризму пришлось вносить, когда компании-операторы напомнили, что 1 октября судоходство заканчивается и целый сектор из программы просто выпадет. По данным АТОР, пенсионеры уже выкупили половину люкса в речных круизах с осенним кешбэком. Особенно эффект от кешбэка виден в бронировании недорогих лоукостеров, коротких круизов и круизов выходного дня, билеты на которые обычно приобретаются в последний момент. Но и здесь операторы не видят доковидного уровня активности и беспокоятся, что до 31 июля очень многие потенциальные клиенты еще «не дозреют» до покупки.

«Самая эффективная мера из всех, что мы видели»

Тем не менее в целом программу кешбэка и ее роль в поднятии продаж все туроператоры оценивают очень высоко.

«Я считаю, что более эффективной меры поддержки еще не было. Думаю, что она дополнительно увеличила спрос где-то процентов на 20%», — говорит вице-президент АТОР Илья Уманский.

Программой туристического кешбэка с 18 марта по конец июня воспользовались около 1,5 миллиона россиян, было куплено путевок на 27 миллиардов рублей, 5 миллиардов уже получено в виде возврата, заявляла глава социального комитета Совфеда Инна Святенко.

Тем не менее, программа проходит небезупречно, и здесь речь не только о неудачном выборе дат и низкой эффективности четвертого этапа. Туроператоры считают, что Ростуризму стоит уделить больше внимания медийному освещению текущего этапа, а также учесть в последующих годах (программа включена в нацпроект по туризму и закреплена в бюджете) ошибки этого сезона.

Самая критичная из них — и финансовая, и техническая — при планировании кешбэка была допущена при распространении программы на детские лагеря, считает Грицун. Не была просчитана сумма кешбэка, и это привело к росту социальной напряженности, фактически к конфликту с родителями и претензиям к организаторам, говорит она. О программе было заявлено в период, когда многие родители уже купили путевки детям и захотели их вернуть, чтобы купить заново уже с возвратом части средств.

Подлило масла в огонь и то, что требования Ростуризма к детским лагерям было сложно выполнить технически: о программе было объявлено под майские праздники и были поставлены очень сжатые сроки. По мнению Грицун, этот опыт стоит учесть на будущее, а также привлекать к информационной кампании о детском туризме министерство просвещения.

Новости и материалы
Шойгу назвал число уничтоженных украинских беспилотников за время СВО
Подмосковные врачи вытащили из желудков двоих детей деньги, съеденные во время игры
В России прекратили сборку автомобилей Dongfeng
Кулеба высказался об ограничении консульских услуг для украинцев за рубежом
Зарплаты россиян оказались значительно меньше необходимой для ипотеки суммы
Экономист оценил влияние мер российских властей на курс рубля
Названа общая проблема ЦСКА и «Спартака»
На Крымском мосту усилят досмотры в преддверии праздников
Ольга Орлова показала свою гардеробную
Российские регионы оценили по эффективности
Новый кроссовер Chery iСar 03 приедет в Россию под другим брендом
В Днепре сообщили о взрывах
В Киеве прозвучала воздушная тревога
Эрдоган высказался об отношения Турции и Армении
ФАС выявила картель на миллиарды рублей при реализации нацпроектов
Украинский дрон атаковал село в Белгородской области
Масалитин: ЦСКА и «Спартак» подходят к матчу не в самых лучших кондициях
В Польше резко раскритиковали президента за слова о ядерном оружии
Все новости