Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Пятилетка отдыха в России»: как владельцы глэмпингов учат россиян родину любить

Владельцы глэмпингов рассказали о благотворном влиянии пандемии

Глэмпинги — смежная с природными отелями ниша, число игроков в которой удваивается каждый год. Взрывному росту формата в России способствуют низкие административные барьеры и входной порог для инвестиций. Глэмпельеры из самых популярных направлений по России рассказали «Газете.Ru», как они строят бизнес в пандемию, сколько нужно инвестиций для входа на рынок и как коронавирус научит россиян родину любить.

Одно из самых перспективных направлений в туризме — глэмпинги, число которых удваивается год от года. Первый глэмпинг («гламурный кэмпинг») появился в России в 2016 году, сегодня их 178. К концу сезона цифра скорее всего превысит 200, сообщили «Газете.Ru» в Ассоциации глэмпингов России. Из выделенных Ростуризму 1,2 млрд рублей на гранты для предпринимателей в сфере внутреннего туризма около 60% получили глэмпинги, подчитали в отраслевом объединении.

Это одна из ниш в туристическом секторе, которая показывает взрывной рост и требует минимума инвестиций — как для девелоперского, так и для отельного сектора. В среднем, от 10 млн включая аренду земли — обычно этого достаточно, чтобы выйти на рынок, а в пределах 20 млн можно сделать хороший проект,

рассказала президент Ассоциации глэмпингов России и директор компании по производству модулей для них «Дикий Дом» Жанна Кира. Причем пандемия ускорила процесс окупаемости проектов благодаря солд-ауту — те, кто закладывал в бизнес-плане горизонт в 3-5 лет, могут окупиться за год-два, говорит она.

«Наша задача как туротрасли — сделать так, чтобы россиянам не захотелось уезжать на отдых за границу. Я бы абсолютно без зазрения совести ввела бы такую пятилетку отдыха в России», — заявила Жанна Кира.

Помимо отдельных глэмпингов — палаточных лагерей с удобствами отеля посреди дикой природы — из глэмпингов вырастают экоотели, плавучие глэмпинги на понтонах, временные глэмпинги под проведение мероприятий, например, фестивалей. Их можно ставить в рыболовных хозяйствах, использовать летом в одном месте и зимой отрабатывать этими же модулями в другом, задействовать как зоны ресепшенов, ресторанов и т. д. Это движимое имущество, которое можно продавать на вторичном рынке, например, купить юнит себе на дачу. Есть и еще одно перспективное направление: Минсельхоз хочет разрешить строить на сельхозземлях гостевые дома, что открывает отличные перспективы для бизнеса, рассказала «Газете.Ru» Жанна Кира.

«Все сборно-разборное будет котироваться, плюс предприниматели не хотят вкладываться в то, что возвращает деньги дольше трех лет, а глэмпинг — быстро окупаемое и движимое имущество. Когда ты пластичный, у тебя меньше рисков»,

— утверждает Кира.

Это одно из самых перспективных направлений в туризме, где рынок сейчас принимает окончательные очертания, говорит заместитель главы Комитета по туризму «Опоры России» Марина Грицун.

Она считает глэмпинги формой развития природных отелей. Они могут быть сезонные, круглогодичные, но в любом случае их количество будет только нарастать, а в следующем году появятся специальные ГОСТы, разработкой которых при комитете Госстандарта специальная группа во главе с Грицун.

Как строить глэмпинги, сложно ли ими управлять, и как из гламурных лагерей вырастают полноценные эко-отели и сетевые проекты — «Газета.Ru» спросила у самих глэмпельеров.

Сергей Петров, совладелец глэмпинга «Под Небом» (Подмосковье)

К нам пришла идея сделать глэмпинг, когда в Москве был локдаун. Мы сидели с партнером и размышляли, что будет пользоваться долговременным спросом? Было очевидно, что люди захотят путешествовать, но ограничения на передвижения между странами будут сохраняться еще долгое время. И мы решили нацелиться на тех туристов, которые предпочитали ездить за рубеж, а не по России.

И мы подумали, что если сейчас предложить продукт с высоким уровнем сервиса, то можно за время пандемических ограничений приучить людей к тому, что есть классные места, где ты можешь с комфортом путешествовать, и в России.

Глэмпинг — это очень быстро, не надо тратить несколько лет и несколько миллиардов рублей на возведение капитальных объектов размещения, можно буквально в течение месяца организовать высококлассный отель в палатках. Когда мы объясняем концепцию, то говорим, что строим «Marriott в палатках».

Надо понимать, для кого ты это делаешь и зачем люди к тебе поедут. Как говорят мои знакомые отельеры, «отель еще не повод для визита», и к глэмпингу это относится даже в большей степени, потому что это модная, хайповая тема.

Люди думают, что они поставят палатку в чистом поле, повесят какое-то украшение, и к ним поедут. Ничего подобного.

Едут за чем-то: вкусно есть, интересно развлекаться, отдыхать — тогда формат глэмпинга будет работать. Плюс у нас в Подмосковье нет каких-то удивительных природных достопримечательностей, как на Кавказе, Байкале или на Дальнем востоке. Приходится придумывать, чем занять гостей, и как конкурировать с теми же большими отелями.

Второй важный момент: локация. У нас преимущество по отношению к другим отелям — некапитальное строительство и некапитальные места размещения. Это большие палатки, сафари-тенты, собранные на деревянных помостах, для их установки не надо рыть котлованы или проводить другие земляные работы, и мы можем поставить их в природоохранной зоне. Все наши 12 номеров стоят с замечательным видом на воду. Гости ценят то, что они лежат на большой кровати фактически в номере отеля, откинув полог тента, и просыпаются от пения птиц с видом на воду. Поэтому ни один отель не сможет дать такие эмоции, как глэмпинг.

Формат хорош во время пандемийных ограничений, потому что у нас палатки, где люди живут обособленно. С учетом того, что у многих компаний сейчас есть ограничения – соц. дистанция, маски – мы идеально подходим для корпоративов.

Много инвестируем в качество сервиса, у нас довольно много персонала для глэмпинга – 15 человек, и это осознанное решение. Хотим строить сеть по стране, и подмосковный проект будет визитной карточкой для будущей сети, нам важно показать, что глэмпинги «Под небом» – это очень высокий уровень сервиса, чтобы люди поехали с нами по стране.

Надо понимать, что глэмпинг глэмпингу рознь. Это же гламурный кэмпинг, но в каждом проекте очень разное соотношение гламура и кэмпинга. У нас гламур выкручен на максимум,

не зря у нас очень активно снимаются крупные фэшн-бренды – фото, видео-съемки, показы новых коллекций и шоурилы готовят. Таких как мы немного. В успешность таких очень дорогих и очень качественных сервисов я верю. Они рассчитаны на аудиторию, которая уже посмотрела мир и котороой интересно открыть Россию, она готова платить, но хочет комфорта.

Это ниша, которую можно занять, и выиграть этот рынок, вваливая большое количество усилий, но не за счет спекуляции и попыток заработать на глэмпинговом хайпе.

В какие-то более массовые форматы глэмпинга я не верю. Конечно, очень многое зависит от локации. Сейчас кажется, что на черноморском побережье не то что глэмпинги — просто палатки поставь, и они будут заполняться, но это, в основном, от безвыходности. А если посмотреть на то, что люди будут покупать и после пандемии, им стены отеля будут предпочтительнее.

Олег Стрельников, управляющий глэмпинга «Экоцентр Жемчужный» (природный заповедник «Утриш» недалеко от Анапы)

Совместный частно-государственный проект, в основном нацелен на просвещение людей и некий отрыв от цивилизации. Заброска только лодкой, здесь люди живут практически как на острове.

Инвестиции все были частные — порядка 10 млн, окупаемость заложена около 3 лет, но пока она не достигнута, проект требует постоянно доп. инвестиций, главным образом из-за сложной логистики: все завозится лодками, очень зависим от моря, от погоды.

Сложностей миллион, начиная от месторасположения, которое недоступно для любого транспорта, кроме лодки (или пешком) — до соблюдения всех требований заповедника. Мы, например, работаем по большей части на солнечной энергии. Мы не можем вторгаться в дикую природу, нельзя ничего рубить, мусорить, сохраняем все в первозданном виде.

Выбор локации — один из самых важных критериев для успешного глэмпинга. Отсутствие посторонних людей, закрытая территория и отношение персонала к гостям — это залог удачи проекта. К нам едет контингент, который знает, что мы такое — сформировался целый кластер потребителей, которые целенаправленно едут в глэмпинги: за отдыхом на природе в палатках и комфорте.

Со стороны инвестора это выглядит привлекательно, но успех проекта будет очень сильно зависеть от того, кто будет работать на месте: управлять глэмпингом и обслуживать посетителей. Я бы порекомендовал тем, кто инвестирует в глэмпинги, вникать и заниматься ими, потому что без живого участия заинтересованных владельцев такие проекты вряд ли возможны. Очень много моментов, которые не сделать по бумажке, по инструкции. Нужно создавать атмосферу, находить персональный подход к гостям.

Глэмпинг как вид отдыха на фоне пандемии так удачно зашел в формат российского предложения по отдыху, что я думаю, после пандемии он будет точно также востребован. Думаю, что это не сиюминутное явление, есть спрос именно на такой вид отдыха. Люди уже подустали от традиционных гостиниц, так что у глэмпинга будет своя аудитория.

Александра Голубева — совладелица проекта We are Altay (Усть-Коксинский район, Урочище Джойгонок)

We are Altay — это не только лагерь;

лагерь — это лишь первая маленькая часть большого коммерческого блока с отелем и развитой туристической инфраструктурой. Мы сделали лагерь, чтобы на земле «закипятилась» жизнь, чтобы про нас узнали,

чтобы к нам начали приезжать гости. На сегодняшний момент у нас в собственности более 100 га земли между Аккемом и Кучерлой и грандиозные планы по развитию — уже этой осенью мы предложим гостям варианты круглогодичного размещения и ещё больше людей увидят настоящую зимнюю сказку.

Финансовую модель лагеря строили исходя из 90 дней лета, но проект очень зависит от погоды. Например, у нас на майские праздники было +28 градусов, а 17-го мая выпало 10 см снега. Поэтому сроки начала и завершения сезона диктует природа. Сейчас, спасибо коронавирусу, у нас 100%-ная загрузка, и до 15 сентября свободных мест почти нет.

Приезжают и семьи с детьми, и парочки, и йоги — помедитировать на берегу реки, и спортсмены на сплавы, и альпинисты на восхождение на Белуху. В прошлом году приехало около 170 человек за сезон (открылись в июле только из-за пандемии). Мы пытались составить портрет нашего гостя, но оказалось, что это очень разные люди по статусу, возрасту, по финансовому положению, по сфере деятельности, их объединяет только личное знакомство с кем то из нас — постоянных жителей We are Altay.

Наверное, как и любом клиентском бизнесе, самое непростое — это guest relations, да и место у нас специфическое, некоторых людей Алтай сам не принимает. Люди едут сюда с самыми разными ожиданиями, кто-то ищет шамбалу, кто-то ждет чудес, но не все ожидания оправдываются.

И кроме клиентов есть еще отношения с местными жителями. Сами алтайцы относятся к своей земле, как к сокровищнице, с уважением и трепетом, а ко всем приезжающим — с опасением, недоверием и с долей агрессии. Нам поначалу даже угрожали: «Мы вас сожжем, это наша земля!». До сих пор возникают разногласия, но мы потихоньку выстраиваем отношения — покупаем продукты, покупаем услуги, например, арендуем лошадей или берём на работу.

Слово глэмпинг нам не нравится, мы называем себя просто лагерем, но так случилось, что мы попали в струю, когда количество глэмпингов растёт в геометрической прогрессии, не знаю, радоваться этому или огорчаться. Но,

как и в любом проекте, важно: устойчивая концепция и не распыляться — всем все равно не угодишь.

Логистика — это огромная статья бюджета. Я, например, в Москве закупаю бакалею и непортящиеся продукты на сезон, отправляю на машине на Алтай. Бюджет на доставку груза весом 3-4 тонны к нам на поляну — около 150-200 тыс. рублей. Логистика очень влияет и на себестоимость строительства. С одной стороны, люди едут посмотреть нетронутую девственную природу, с другой стороны, хотят жить в комфорте. Не все пока понимают, что обеспечить комфорт в глухой тайге, посередине ничего — это дорогое удовольствие.

Думаю, качество таких проектов должно расти, сейчас стремительно растет конкуренция, появилась Ассоциация глемпингов, разрабатываются стандарты и нормы. Затраты не очень большие по сравнению с гостиничным бизнесом, конкуренция растет, поэтому кроме как качеством услуг тут не выделиться, чтобы привлечь туристов. Как только люди смогут ездить куда-то еще, нужно будет думать над концепциями, чтобы сохранить поток.

Новости и материалы
Самая старая дикая птица в мире отложила яйцо в возрасте 74 лет
В южном Бутово пытаются спасти лебедя, который живет один на замерзающем пруду
Похитившие 200 млн через «Пушкинские карты» мошенники получили тюремные сроки
Премьер Грузии отреагировал на украинские санкции
В НАТО изменили конечную цель поставок вооружений на Украину
Глава ВТБ отверг слухи о возможной заморозке вкладов
Крымский мост решили перекрыть
Бывшая жена Венсана Касселя выложила фото в крошечном бикини
Российские пловцы получили нейтральный статус для выступления на чемпионате мира
Старые карьеры оказались убежищами для диких пчел, выяснили ученые
Лавров назвал аннулирование визы Захаровой «надругательством»
Папа Римский получил свой первый электромобиль
Подросток ответит в суде за обман трех воронежских пенсионерок
Дело об убийстве журналиста в Донецке рассмотрят в закрытом режиме
Американцев призвали пользоваться шифрованием
Воробей о состоянии дочери после тяжелой операции: «На моих глазах тазик наполнялся кровью»
Российские войска вошли в Сухие Ялы и Константинопольское в ДНР
Гражданин Грузии заочно признан виновным за участие в конфликте на стороне ВСУ
Все новости