Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Закупки монополии идут в онлайн

Интервью с вице-президентом «РЖД» Анатолием Чабуниным

Владимир Смирнов/РИА «Новости»

О электронных сервисах при госзакупках, работе с малым и средним бизнесом, конкурентности тендеров и информационной работе с участниками закупок «Газете.Ru» рассказал вице-президент, директор по внутреннему контролю и аудиту «РЖД» Анатолий Чабунин.

— Как менялись закупки в РЖД в 2017 году? На какую сумму компания планирует совершить закупки в этом году?

Реклама

— Мы продолжаем активно привлекать поставщиков к участию в наших закупках, развивая, таким образом, их конкурентность. Несколько цифр: на 2017 год запланировано закупок на сумму 1,349 трлн руб., из них на конкурентной основе – 62%, закупки у единственного поставщика – 38%.

— С чем связана такая доля неконкурентных закупок?

— Основной объем закупок ОАО «РЖД» у единственного поставщика составляют закупки узкоспециализированных товаров, работ, услуг, альтернативы которым на рынке не существует (подвижной состав, рельсы, материалы верхнего строения пути), а также закупки электроэнергии, коммунальных услуг и иных товаров, работ, услуг, относящихся к естественно-монопольным видам деятельности.

Но в этом году мы много сделали для совершенствования и оптимизации закупочной деятельности. Например, на 40% сократили перечень юридически значимых документов, которые нужно предоставить участникам тендера в составе заявки.

Кроме того, участнику больше не требуется обращаться в государственные органы для выдачи документов, необходимых для предоставления в составе заявки.

— О каких документах идет речь?

— Исключено требование о предоставлении в составе заявок справки ИФНС. Отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в российский бюджет подтверждается участником закупки в декларативном порядке.

Также исключено требование о предоставлении финансово-коммерческого предложения. Все условия исполнения договора указываются участником в едином документе — техническом предложении. Разработана типовая форма технического предложения, в которой предусмотрены поля для заполнения и инструкции по порядку заполнения. Она позволит сократить вероятность ошибок при предоставлении технического предложения.

Теперь большинство документов участник может подготовить самостоятельно. Исключение составляют только разрешительные документы на право осуществления деятельности — лицензии, допуски и так далее. Также до 30 дней был сокращен срок заключения договора.

— Какая доля закупок приходится на малый и средний бизнес?

— В этом году впервые более половины наших закупок пришлось на малый и средний бизнес. Это 52,8% от совокупного годового стоимостного объема договоров при установленном российским законодательством нормативе 18%.

— Что поставляют МСП? Это в основном «простые» товары, вроде питания, постельного белья, всего того, что нужно при взаимодействии с пассажирами? Или же есть технически сложные товары? Какая доля в общей структуре закупок на них приходится?

— Ассортимент товаров и услуг, закупаемых у малого и среднего бизнеса, обширен. Учитывая, что на них приходится больше половины всех закупок компании, то это уже не только простые поставки.

На нашем сайте опубликован перечень товаров и услуг закупаемых РЖД у субъектов МСП. В него входят товары повседневного спроса, как для пассажиров, так и для наших сотрудников, разнообразные услуги по питанию, поддержанию чистоты на вокзалах и технологических помещениях. В последнее время бизнес активно идет в строительство, поставку инструмента. Предусмотрена закупка и запчастей для техники, а это уже сложные товары.

— Как вы проверяете контрагентов?

— Будущие контрагенты проверяются еще на этапе подачи документов на конкурс. Критериев множество, но нормальный здоровый бизнес их проходит без всяких проблем. Ключевые – это отсутствие в реестрах недобросовестных поставщиков, отсутствие долгов перед государством. Есть и совсем очевидные: компания не должна находиться в состоянии ликвидации, руководство не должно иметь судимости в экономической сфере.

— Расскажите о развитии электронных сервисов в закупках РЖД. Какая доля аукционов проводится в электронном виде?

— Развитие электронных сервисов, безусловно, способствует доступности закупок. Большая часть конкурентных закупок — уже 65% от общего числа — компании проводится в электронной форме. Участники закупок могут подать заявку на участие в закупке со своего рабочего места, независимо от места нахождения, что, очевидно, упрощает процесс участия в закупке.

В настоящее время ведется работа по введению электронного документооборота и подписанию договора по итогам запроса котировок в электронной форме.

С марта 2017 года в тестовом режиме работают закупки с использованием так называемого электронного магазина. К таким закупкам относятся закупки на сумму не более 500 тыс. руб. Мы уверены, что использование данного ресурса позволит осуществить закупки малого объема в режиме он-лайн. При этом перечень документов минимальный, даже электронная подпись для участия в процедуре не требуется, а закупка проводится исключительно в электронной форме.

Что касается электронных сервисов в целом, то сейчас мы также развиваем электронную торгово-закупочную площадку РЖД, которая представляет собой основной источник информации для потенциальных участников о предстоящих закупках. Для этого будем размещать на ресурсе всю информацию о закупочной деятельности: новости об изменениях в законодательстве, наши положения о закупке товаров, работ, услуг, инструкции по использованию ресурсов, предлагать адресные рассылки.

В то же время проведение 100% закупок с помощью электронного аукциона не оправдано. Предусмотрены и иные конкурентные способы закупок, включая открытый конкурс в электронной форме, запрос предложений в электронной форме, запрос котировок в электронной форме.

— Какие меры вы предпринимаете для экономии на закупках? Что было предпринято?

— Конкуренция в закупках – это и есть главная движущая сила экономии. Чем больше добросовестных участников, чем шире распространяется информация о закупках и чем проще доступ к электронным торгам, тем выше и экономия.

Количество зарегистрированных на нашей площадке участников в этом году выросло почти на 20%. Сегодня у нас 22,6 тыс. зарегистрированных пользователей, которые могут принять участие в торгах. Кроме того, мы обмениваемся информацией о закупках с другими как государственными, так и частными электронными закупочными площадками.

В итоге, размер экономии (снижение цены контракта по сравнению с первоначальной — прим.) по итогам проведенных процедур закупок за первое полугодие составил 6,5 млрд руб. или 4%. В аналогичном периоде 2016 года экономия составила 5,1 млрд руб. или 3,9%.

Также для того, чтобы повышать эффективность закупок и увеличивать доли закупок у малого и среднего бизнеса, мы тесно взаимодействуем с Корпорацией МСП по разным направлениям, работаем вместе над повышением эффективности закупочной деятельности, увеличением доли закупок у предприятий малого и среднего бизнеса.

— В чем заключается это взаимодействие?

В июле этого года подписали соглашение о взаимодействии между РЖД и Корпорация МСП с использованием электронной торгово-закупочной площадки РЖД и информационного портала бизнес-навигатора.

Помимо этого, в 2017 году совместно с Корпорацией проводятся обучающие семинары на тему закупок на всех полигонах железных дорог: от Калининграда до Хабаровска. В 12 субъектах на таких встречах прошли обучение почти 1,9 субъектов МСП. До конца года запланировано проведение шести обучающих семинаров по указанной тематике.