Годовая инфляция в России по итогам октября может опуститься ниже 3%, заявил министр экономического развития Максим Орешкин в кулуарах министерской встречи Всемирной торговой организации.
Отклонение от целевого показателя ЦБ в 4% «не является позитивным фактором», заявил он.
«У нас в принципе инфляционные тенденции сейчас очень мягкие. Еще в апреле я говорил, что у нас инфляция может составить ниже 3% по итогам 2017 года в случае сохранения курса рубля на тех уровнях, которые мы видели в апреле», — заявил Орешкин.
Курс не очень сильно изменился, констатировал сейчас министр. «По нашим оценкам, по итогам октября инфляция опустится ниже отметки в 3%, и у нас отклонение от таргета ЦБ уже будет существенно больше 1%, что не есть хорошо», — добавил Орешкин.
О том, что инфляция достигла 4%, Минэкономразвития радостно сообщило еще в мае. Снижению роста цен способствовало укрепление рубля и хороший урожай. При этом инфляция продолжала падать. Как сообщал Росстат, если в августе годовая инфляция составляла 3,3%, то в сентябре и вовсе замедлилась до 3%.
«В 2017 году достижению целевого уровня инфляции помогла не только жесткая денежно-кредитная политика. Свою лепту внесла и благоприятная конъюнктура», — отмечалось в недавнем макроэкономическом прогнозе Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).
По мнению АКРА, по итогам этого года рост цен в конечном итоге составит 3,2%. Это совпадает с прогнозом Минэкономразвития. При этом эксперты разделяют озабоченность министра. Как отмечалось в исследовании АКРА,
устойчиво низкая инфляция ограничит возможности российских компаний использовать традиционные методы управления издержками.
Более остро на режим низкой инфляции отреагируют те отрасли, у которых цены на рынках сбыта продукции сильнее связаны с общим инфляционным фоном — например, инфраструктурные монополии и сектор услуг. Низкая инфляция содержит риск и для нефинансовых кредиторов (энергетика, ЖКХ): практика списания безнадежных неплатежей станет дороже, добавляют аналитики.
«Низкая инфляция не даст возможность компаниям, большая часть издержек которых приходится на выплату зарплат, «лавировать», получая краткосрочную прибыль от сбыта товаров по более высоким ценам при фактической «заморозке» зарплат.
То есть гипотетически урон от того, что не будет этой лазейки, понесет обрабатывающая промышленность: легкая, текстильная, пищевая», — комментирует заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов.
Компенсировать возникшие потери компании могли бы более доступным кредитованием, однако, поскольку ЦБ медленнее снижает ключевую ставку, чем падает инфляция, сделать они этого не смогут, добавляет он.
«Именно в силу низкой инфляции я и не верю в возможный рост экономики в следующем году выше 2%», — говорит экономист.
Промахи в управлении или чрезмерные операционные расходы, которые в условиях высокой инфляции легко можно было спрятать за счет ускоренного роста цен, при низкой инфляции становятся критичными, соглашается аналитик «Финам» Алексей Коренев.
Как отмечает заместитель председателя «Локо Банка» Андрей Люшин, если слишком низкая инфляция будет наблюдаться на протяжении длительного периода времени, то значит продолжается сокращение совокупного спроса и потребительских расходов населения. А это лишает будущего российскую экономику.
Как отмечалось в недавнем исследовании РАНХиГС, общая динамика расходов населения за полгода выросла с 74,2 до 75,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако это произошло за счет взятых россиянами кредитов.
Также низкая инфляция приведет к снижению чистой маржи в банковском бизнесе, пишут в АКРА. Это произойдет из-за опережающего падения процентных ставок по кредитам по сравнению со стоимостью фондирования.
«Несмотря на то, что в среднесрочной перспективе процентная маржа в целом по банковской системе, вероятно, стабилизируется на уровне около 3,5%, дифференциация между банками по этому показателю будет расти, приводя к быстрому «вымыванию» из сектора банков с низкой маржой и менее конкурентной бизнес-моделью», — полагают аналитики.
Низкая инфляция, как предполагают эксперты, заставит ЦБ гораздо активнее снижать ключевую ставку денежного рынка.
На последнем заседании совета директоров ЦБ, которое состоялось 15 сентября, регулятор понизил ключевую ставку до 8,5%. Следующее заседание регулятор наметил на 27 октября. Последнее в этом году заседание пройдет в декабре.
Как прогнозирует председатель финансового комитета Госдумы Анатолий Аксаков, в этом году ЦБ может снизить ставку еще на 0,5%, а в следующем году ставка и вовсе опустится 6,5%.
А это уже может создать риски для снижения курса рубля. Вложения иностранных инвесторов очень существенно поддерживали рубль. Низкие процентные ставки окажут непосредственное негативное влияние на привлекательность кэрри-трейд, что будет способствовать оттоку спекулятивного капитала из России, прогнозируют Коренев. Массовый выход иностранцев из российских бумаг и скупка ими доллара приведет к падению рубля.
Эксперты ранее уже высказывали «Газете.Ru» свои предположения, что курса доллара до конца года может вырасти до 65 рублей и более.