Пенсионный советник

Франция в долгах и без работы

Низкие темпы роста и высокая безработица остаются главными проблемами Франции

Jean-Paul Pelissier/Reuters

Экономическая программа станет одним из определяющих факторов успеха на президентских выборах во Франции. В последние годы третья по величине экономика Европы пытается справиться со слабым ростом, высоким госдолгом, безработицей и бюджетным дефицитом.

7 мая во Франции пройдет второй тур выборов президента, в который вышли Марин Ле Пен и Эммануэль Макрон. От нового лидера ждут решения важных проблем — определить отношения страны с Европейским союзом, разобраться с иммиграцией и терроризмом. Но для многих избирателей не менее важен и экономический контекст, проблем в котором достаточно.

Реклама

Экономический рост в последние пять лет остается слабым и составляет 0,2–1,3%. По итогам 2016 года, по данным Eurostat, ВВП увеличился на 1,2%, меньше, чем в еврозоне (1,8%) и в целом в Евросоюзе (1,9%).

Хроническая безработица

В частности, несмотря на общий высокий уровень жизни и высокую производительность, французов беспокоит безработица, уровень которой составляет около 10% (то есть работы нет более чем у 4 млн человек).

В марте этого года безработица составляла 10,1%. Это выше средних для еврозоны 9,5% и намного хуже, например, показателя Нидерландов и Австрии (ниже 6%), Великобритании (менее 5%) и Германии (менее 4%). Немаловажно, что среди французов в возрасте 15–24 лет безработица еще выше — 24%, отмечает CNN.

Можно было бы ожидать улучшения ситуации, так как еврозона продолжает восстанавливаться от рецессии, но многие эксперты уверены, что для решения проблемы безработицы темпов восстановления будет недостаточно.

Международный валютный фонд (МВФ) в своем отчете говорит, что снизить безработицу даже до 8,5% Франции будет довольно сложно. Такой прогноз отражает то, что МВФ называет «глубоко укоренившейся негибкостью структуры» — она делает рынок труда в стране плохо адаптируемым, так как работодателям становится сложно и финансово невыгодно нанимать новых работников.

Одним из таких факторов является так называемый налоговый клин — это разница между зарплатой, которую получает на руки работник, и тем, во что он фактически обходится работодателю. Кроме того, процедура увольнения полна неопределенностей и может быть затянута на неограниченный срок.

Эксперты рынка труда отмечают, что, хотя защита работников от несправедливых увольнений должна существовать, в текущем виде во Франции система не сбалансирована и действует как препятствие для найма новых сотрудников.

Кроме того, существует проблема 35-часовой рабочей недели, которая устанавливает порог для возможных переработок. Критики считают, что это создает дополнительные сложности для работодателей, сторонники же утверждают, что такая система защищает работников.

Помимо этого, как рассказала BBC Никола Брандт из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), существуют правила, ограничивающие развитие компаний со штатом более 50 сотрудников.

Брандт утверждает, что из-за этого во Франции недостаточно компаний среднего размера, которые, например, составляют основу экономики соседней Германии.

При этом во Франции очень высокий уровень производительности труда — показателя, демонстрирующего вклад каждого работника. Это отражает наличие большого количества высококвалифицированных менеджеров и инженеров, а также присутствие высокоразвитой транспортной и энергетической инфраструктуры.

Однако это сигнализирует и о высокой стоимости найма людей. Бизнес не хочет брать на работу низкоквалифицированных сотрудников, так как это слишком дорого, вместо этого он вкладывает деньги в оборудование и программное обеспечение, что повышает среднюю производительность. И поскольку уровень производительности в целом высок, скорость его роста снижается (как, впрочем, и в других развитых экономиках).

Дешевые займы, большой долг

Еще одной особенностью финансовой системы Франции является большая доля государственного сектора.

Государственные расходы в прошлом году составили 56,5% ВВП, что выше, чем в других развитых странах.

Преимуществом этого является высокий уровень государственных служб (расходы на социальные программы составляют 31,5% ВВП) и низкий показатель неравенства доходов, но это также значит, что физическим и юридическим лицам приходится платить много налогов.

Состояние государственных финансов также не безоблачно. Несмотря на то что стоимость государственных займов невысока, отношение долга к ВВП не радует экономистов. Широко используемой характеристикой рынка государственных облигаций является долг, который должен быть выплачен в следующие 10 лет.

Во Франции этот показатель ниже 1%, что значительно лучше показателей тех стран еврозоны, которые столкнулись с проблемой государственного долга, таких как Испания, Италия, Португалия или Греция.

Краткосрочные займы казначейство Франции берет даже под отрицательный процент: это значит, что инвесторам приходится доплачивать государству, чтобы оно взяло у них деньги.

Однако общее бремя государственного долга достаточно большое и составляет более 90% ВВП (в начале 2000-х этот показатель составлял около 58%).

МВФ заявляет, что экономика может пойти под откос, если, например, экономический рост будет меньше ожидаемого (прогноз на 2017 год составляет 1,7%). Это повлечет за собой быстрый рост долга, который должен будет компенсировать падение собираемых налогов.

Евро или франк

Одной из определяющих особенностей французской экономики в этом веке стало использование евро в качестве национальной валюты. Франция не находилась в центре экономических бурь, бушевавших в начале десятилетия, хотя уровень долга и довольно низкие темпы экономического роста заставляли некоторых экспертов подозревать, что это может измениться.

Однако отсутствие собственной валюты лишает Францию некоторых способов повышения конкурентоспособности. Сейчас страна испытывает с этим проблемы, что можно увидеть, взглянув на объем экспорта и то, что называется удельными издержками на рабочую силу.

Возможно, Франция была бы более конкурентоспособной, если бы обладала собственной валютой, но вопрос о возврате к франку стоит не так уж остро. Впрочем, это не мешает Марин Ле Пен высказывать идеи о реформах, касающихся национальной валюты.

В частности, в случае победы Ле Пен собирается вывести Францию из еврозоны (и, возможно, выйти из состава ЕС). Макрон, в свою очередь, горячо поддерживает евро и в целом идею единой Европы.

Но стоит учесть, что политики с опытом в финансовой сфере не занимали пост президента с 1969 года, когда на выборах победил Жорж Помпиду (так же как и Макрон, работавший ранее в инвестиционном банке Ротшильда).

Победа Макрона выгодна крупным компаниям: как показывают опросы, индекс корпоративной уверенности в последние две недели непрерывно растет, отмечает The Economist. В частности, бывший министр финансов планирует уменьшить налог на доходы компаний и реформировать «дорогую и непрозрачную» пенсионную систему.