Alitalia распродадут по частям

Итальянский авиаперевозчик Alitalia оказался на грани банкротства

Stefano Rellandini/Reuters

У несущей убытки итальянской авиакомпании Alitalia не осталось шансов на реабилитацию: сотрудники отказались поддержать согласованный руководством и профсоюзами план по ее спасению. Теперь национальный авиаперевозчик Италии может быть распродан по частям, если не будет найден один покупатель на все активы компании.

Компания Alitalia признала, что исчерпала все опции по спасению, после того как сотрудники наземных служб и летный персонал отклонили план по выводу перевозчика из кризиса. Дело в том, что сам план, помимо рекапитализации в размере €2 млрд, предусматривал сокращение зарплат и увольнение работников (предполагалось сокращение 1,6 тыс. позиций — всего в компании сейчас работают 12,5 тыс. человек). Авиакомпания Etihad Airways, которой принадлежит 49% Alitalia с 2014 года, заявила, что отказ работников означает, что «все партии проиграли».

Реклама

«Достигнутое с профсоюзами соглашение стало результатом работы их лидеров, менеджмента компании, а также итальянского правительства и было призвано обеспечить будущее Alitalia. Отказ от него на голосовании очень разочаровывает, и мы вынуждены провести собрание акционеров 27 апреля, чтобы начать подготовку к процедурам, предусмотренным законодательством», — сказал президент Etihad Airways Джеймс Хоган агентству Bloomberg.

Крупнейший банк Италии UniCredit сообщил на прошлой неделе, что потерял на авиаперевозчике почти €500 млн.

Председатель авиакомпании Люка Кордеро ди Монтедземоло уже уведомил местные авиавласти, что они запустили процесс поиска администратора процедуры банкротства. Это первый шаг к реорганизации компании, что делает невозможным спасение перевозчика в ближайшем будущем, пишет Bloomberg.

Правительство Италии уже исключило возможность национализации перевозчика, подчеркнув, что голосование в понедельник было последним шансом на выживание.

«Скорее всего, процедура администрирования займет шесть месяцев, в результате чего будет принято решение о частичной или полной продаже активов Alitalia или о ее ликвидации», — заявил в интервью итальянскому телеканалу TG3 министр экономического развития Карло Календа.

«В Европе слишком много авиакомпаний, и чем скорее мы потеряем авиакомпании, подобные Alitalia, тем лучше мы станем», — заявил The Financial Times Эндрю Чарлтон, аналитик авиационной отрасли из Швейцарии.

Первые серьезные проблемы у Alitalia начались в 2008 году — тогда компания также объявила о банкротстве. Для решения финансовых трудностей перевозчика итальянские власти договорились о его продаже французской авиакомпании Air France. Однако Сильвио Берлускони, занимавший тогда пост премьер-министра Италии, лично воспрепятствовал этой сделке. После прихода Берлускони к власти авиакомпании был выделен заем в €300 млн, а затем она была продана консорциуму CAI, а ее активы были объединены с другим итальянским перевозчиком — Air One.

Однако даже это не решило проблемы авиаперевозчика. В 2014 году эмиратская авиакомпания Etihad Airways купила 49% Alitalia и объявила о планах провести рекапитализацию итальянского перевозчика на общую сумму €1,158 млрд. Правда, даже финансовые вливания не принесли желаемых результатов и Alitalia продолжала генерировать убытки. В 2015 году они составили почти €200 млн.

При этом компания теряла долю на рынке, уступая лоукостерам. В 2015 году ее доля в Италии сократилась до 18 против 23% в 2007 году. Для сравнения: сейчас первую строчку на местном рынке удерживает крупнейший европейский лоукостер Ryanair (23 против 12% десятилетием ранее), тогда как у EasyJet доля в Италии выросла до 12%.

Общее число пассажиров Alitalia упало до 22 млн человек в 2015 году против 30 млн в 2005-м.

При этом конкуренты — частично за счет поглощений — объем перевозок наращивали: немецкая Lufthansa (+55 млн за период), British Airways (+25 млн), Air France-KLM (+20 млн). Кроме того, итальянская компания существенно сократила число направлений, оставив около 15 основных.

Как сообщает итальянская La Stampa, Etihad может попытаться продать долю немецкой Lufthansa. В прошлом году последняя согласилась выкупить 38 самолетов у Air Berlin, которая также частично принадлежит ближневосточной компании. В свою очередь, Air Berlin генерировала последние два года рекордные убытки. В феврале Etihad и Lufthansa объявили о подписании соглашения по кооперации.