В декабре стало известно, что будет проведен повторный конкурс на выбор санатора «Траста». Его необходимость связана с изменением оценки размера дыры в балансе банка — разницы между реальной стоимостью активов. В 2015 году выяснилось, что этот показатель гораздо больше, чем считалось изначально, в связи с чем встал вопрос об изменении условий финансирования.
Дыра (отрицательный собственный капитал) в банке «Траст» увеличилась по итогам комплексной проверки, которая проводилась в январе – апреле 2015 года», — рассказал «Интерфаксу» глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Юрий Исаев.
Тогда же он пояснял, что возможность изменения условий финансирования «базово была заложена в финансовый план», но совместная позиция АСВ с ЦБ РФ — не делать этого без конкурса.
В «Открытии» сказали, что заинтересованы в победе в повторном конкурсе. Там также подтвердили, что по итогам комплексной проверки, которую проводила временная администрация АСВ с привлечением независимого аудитора, размер дыры в балансе «Траста» существенно вырос. «В декабре 2014 года «Траст» перестал выполнять обязательства перед клиентами. АСВ и ЦБ надо было очень оперативно принимать решение — санировать банк или отзывать лицензию. Поэтому первоначально размер дыры оценивался на основании экспресс-анализа, на который было потрачено буквально два-три дня. Этот срок не позволял выявить реальный масштаб проблем, значительная часть которых была связана с целенаправленными действиями бывших руководителей и потому хорошо замаскирована», — пояснили в пресс-службе.
Топ-менеджер одного из крупных банков сказал «Газете.Ru», что задача АСВ — минимизировать расходы на санацию и конкурс — инструмент, чтобы эти расходы сократить.
При этом у «Открытия» есть преимущество — холдинг занимается проектом уже больше года и хорошо знает положение в банке, в то время как новому санатору потребуется время, чтобы разобраться в ситуации, в том числе в многочисленных судебных разбирательствах. В АСВ подтверждали, что процесс санации идет нормально. «Сама по себе процедура санации идет без сбоя, никаких сложностей нет. Претензий ни к санатору, ни к «Трасту» нет», — говорил в феврале 2016 года Исаев.
2015 год «Траст» завершил с прибылью в 4,5 млрд руб., хотя по итогам 2014 года банк показал убыток в размере 18 млрд руб. «Мы как санатор решили первую категорию задач, то есть оперативные», — рассказывал в декабрьском интервью «Газете.Ru» генеральный директор «Открытия Холдинг» Рубен Аганбегян. По его словам, была восстановлена ликвидность «Траста» и преодолен отток средств. Также санатор вдвое сократил расходы «Траста» и фактически перезапустил его бизнес: если раньше банк занимался высокорискованным кредитованием, то сегодня в его линейке низкорисковые продукты и инструменты.