На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

РЖД лишают стройки

РЖД может лишиться роли заказчика строительства дорог

Как стало известно «Газете.Ru», Минэкономразвития рассматривает возможность лишения РЖД роли заказчика строительства и ремонтных работ на железнодорожной инфраструктуре. Эта роль может быть передана государственному органу. Такой вариант рассматривается в рамках создания целевой модели рынка грузоперевозок до 2020 года. Основными строительными проектами РЖД на ближайшие годы остаются БАМ и Транссиб. Их общая стоимость оценивается более чем в полтриллиона рублей.

Суть механизма заключается в обособлении функций по эксплуатации инфраструктуры, включая ее ремонт и строительство новых железнодорожных путей. В случае реализации этого варианта часть выручки РЖД от грузоперевозок будет направляться в отдельный государственный фонд для финансирования строительства новой инфраструктуры.

Заказ на строительство и модернизацию инфраструктуры будет исходить от консолидирующего заказчика в лице государства, финансирование будет осуществляться из госфонда, а также частными инвесторами, а РЖД будет только принимать в эксплуатацию новую либо отремонтированную инфраструктуру.

В МЭР «Газете.Ru» подтвердили, что данное предложение прорабатывается. По мнению ведомства, «это позволит создать различные системы мотивации». Такая схема работы поможет подтолкнуть РЖД к повышению качества использования пропускной способности железной дороги, наращиванию объемов перевозок со стороны уже «подключенных» грузоотправителей и минимизации издержек. «Данный подход в свое время показал свою эффективность, когда аналогичное разделение существовало между Министерством путей сообщения и Минтрансстроем», — заключили в МЭР. В РЖД отказались комментировать инициативы Минэкономразвития.

Идея по отделению РЖД от масштабных строительных железнодорожных проектов прорабатывается в рамках процесса по созданию «Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года», которая должна прийти на смену предыдущей целевой модели, истекшей в 2015 году.

От либерализации до уберизации

Другим ключевым положением новой целевой модели является частичная либерализация локомотивной тяги. В МЭР предлагают допустить до управления локомотивами частных перевозчиков, но не на всей железнодорожной инфраструктуре страны, а только на некоторых участках и сроком на пять-десять лет. В настоящее время РЖД обладает исключительными правами на эксплуатацию локомотивов на путях общего пользования. Идея либерализации локомотивной тяги содержалась и в предыдущей целевой модели, которая истекла в 2015 году, но приводилась там без конкретики и, как показывает история, так и не была осуществлена.

В РЖД неоднократно заявляли о том, что скептически оценивают результаты допуска к локомотивам частных перевозчиков, поскольку это может создать дополнительные риски и привести к увеличению нагрузки на инфраструктуру. В 2013 году глава РЖД на тот момент Владимир Якунин заявил, что считает невозможным появление крупных частных публичных перевозчиков. В феврале текущего года нынешний президент РЖД Олег Белозеров отмечал, что «пока не видит, как это можно было бы либерализовать».

Еще одним предложением, которое может быть включено в целевую модель, на основе которой будет развиваться железнодорожная отрасль, является создание информационной площадки с обезличенным вагонным парком операторов. Похожим образом действуют популярные в последнее время мобильные приложения для вызова такси: в системе регистрируются автомобили различных компаний, но к заказчику приезжает ближайший свободный автомобиль. Такая информационно-торговая площадка поможет сократить порожний пробег вагонов, который в период с 2010 по 2014 год, по оценкам Deloitte, вырос на 34%.

Эксперты скептически относятся к идее создания «железнодорожного убера». По словам главы аналитического портала Infranews Алексея Безбородова, сама по себе идея неплохая, но она противоречит структуре российской экономики и не подходит для основного типа грузовых вагонов — полувагонов (более 500 тыс. единиц на сети РЖД). Грузопотоки в России распределены таким образом, что наибольшие объемы (в основном перевозка угля в полувагонах) идут в восточном направлении. Загрузить такие же объемы в обратном направлении, при этом не допустив дисбаланса в распределении грузового подвижного состава на сети РЖД, малореально.

«Это как если бы все жили на севере Москвы, а на работу ездили на юг: утром все двигались бы в одном направлении, вечером — в обратном, было бы невозможно найти такси утром с юга на север, а вечером — с севера на юг. Днем бы вообще все машины простаивали без спроса. Это крайне неэффективно», — нарисовал картину Безбородов.

В МЭР подчеркнули, что предложение по созданию «вагонного убера» рассматривается, «но решение о его целесообразности не принято».

Панамский след

Крупнейшими строительными проектами РЖД является модернизация Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской (Транссиб) магистралей. Общая стоимость строительных работ, которые должны завершиться в 2017 году, оценивается в 562,4 млрд руб. Из них 150 млрд руб. — средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), 110,2 млрд руб. — средства госбюджета, а 302,3 млрд руб. — собственные средства РЖД.

Как сообщал президент компании Олег Белозеров, в 2016 году РЖД планирует инвестировать в модернизацию БАМа и Транссиба около 140–150 млрд руб.

Одними из крупнейших подрядчиков в этих проектах являются ПАО «Бамстроймеханизация» и связанная с ней управляющая компания «Бамстроймеханизация». Согласно анализу РБК, компании получили заказы на общую сумму в 177,3 млрд руб. из 301,3 млрд руб., разыгранных в 2014 году в ходе тендеров на модернизацию БАМа и Транссиба. Бенефициар «Бамстроймеханизации» долгое время оставался неизвестным, прячась в офшорных юрисдикциях: с 2014 года собственником компании стала кипрская Sterema Ltd (согласно данным СПАРК). Она, в свою очередь, принадлежит зарегистрированной на Британских Виргинских островах компании Evling Business Inc., которая получила на покупку Sterema заем в размере $100,5 млн от панамской Gordox Corp. Эта панамская компания, как пишет «Новая газета» со ссылкой на данные международного журналистского расследования OCCRP, контролируется Алексеем Крапивиным — сыном Андрея Крапивина, старого знакомого бывшего главы РЖД Владимира Якунина.

Новости и материалы
В Курске простились с мальчиком, закрывшим собой маму при атаке ВСУ на пляж
В «Барселоне» начали подготовку к прощальному матчу Месси
Чемпион Европы в составе сборной Португалии согласился играть в России
Минобороны РФ назвало число сбитых дронов за сутки
В Норвегии назвали «бесполезной инвестицией» помощь Украине по поставкам ПВО
Во Владивостоке произошло частичное отключение света
Средний балл по ЕГЭ вырос по шести предметам за четыре года
Подполье сообщило об уничтожении аэродрома с HIMARS и военной техникой под Николаевом
МО РФ сообщило о групповом ударе по Украине
Брижит Макрон отказалась взять супруга за руку на глазах у Карла III
В Ленобласти шестиклассница отдала деньги бабушки ровеснику на костылях
В США предупредили о подорожании бургеров из-за действий Трампа
Иномарки столкнулись в центре Москвы и попали на видео
В Совфеде назвали удары по ТЦК новой стратегией российских войск
В «Москва-Сити» проведут пожарные учения
В подполье сообщили об ударах по военным частям ВСУ
Видео: петербурженка на иномарке влетела в детский сад
Крымский парламентарий назвал Украину «болотом с угрюмыми людьми»
Все новости