Пенсионный советник

На гребне цены

Минимальный продуктовый набор Росстата за ноябрь прибавил в цене лишь 1%

Анастасия Мельникова 17.12.2015, 17:31
Магазин сети «Пятерочка» Виталий Белоусов/РИА «Новости»
Магазин сети «Пятерочка»

По прогнозам Минфина, инфляция в России к концу 2015 года составит 12,4%. При этом драматического роста цен в декабре правительство не ожидает, несмотря на колебания валютных курсов и завершение сельскохозяйственного сезона, говорил ранее замглавы ведомства Максим Орешкин. Данные Росстата и крупнейших ритейлеров подтверждают стабильность цен. Минимальный продуктовый набор Росстата за ноябрь прибавил в цене лишь 1% - с 3517 до 3547 рублей.

Конечно, показатели Росстата не всегда соотносятся с цифрами на ценниках в магазинах. Они демонстрируют среднюю стоимость минимального набора продуктов питания, поскольку в основе их расчета лежит статистическая модель, которая учитывает средневзвешенные цены на 33 вида продуктов питания. Определить, насколько выросли цены в той или иной торговой точке, с помощью показателя Росстата невозможно.

Существует мнение, что в торговых сетях продукты стоят дороже, чем, например, в отдельных магазинах. Однако статистика свидетельствует об обратном. Осенью 2015 года X5 Retail Group, одна из крупнейших российских розничных компаний (управляет торговыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель»), опубликовала собственный индекс стоимости продуктов питания – индекс «Пятёрочки». Этот показатель позволяет сравнить данные о средневзвешенных ценах на минимальный продуктовый набор в конкретной торговой сети с его среднерыночной стоимостью, рассчитываемой Росстатом. Для исследования X5 выбрала торговую сеть «Пятёрочка», формирующую более 70% выручки компании и включающую около 6 тыс. магазинов. Методология расчета индекса «Пятёрочки» верифицирована федеральным статистическим ведомством.

Соотношение средних цен Росстата и ритейлера – т.е. непосредственно индекс цен «Пятёрочки» – выражается в процентах, при этом за 100% приняты данные официальной статистики. Кроме того, в X5 рассчитывают и публикуют реальную стоимость минимального набора продуктов питания, включив в него самые доступные товары, которые есть на полках «Пятёрочки».

По итогам ноября стоимость продовольственного набора в торговой сети «Пятёрочка», рассчитанная на основе данных о средних ценах во всех магазинах сети в европейской части России, была ниже аналогичного показателя Росстата.

Индекс «Пятёрочки» составил 99% - т.е. набор в торговой сети стоил на 1% или на 49 р. меньше (3547 р. – в среднем по России и 3498 р. – в «Пятёрочке»). Более того, по данным X5 стоимость набора в «Пятёрочке» остается ниже, чем по данным Росстата, уже на протяжении пяти месяцев – с июля 2015 года, несмотря на общероссийские и региональные тенденции к росту обоих показателей (в ноябре он составил 1% по отношению к октябрю).

В двух столицах цены ритейлера также оказались ниже среднестатистических: в ноябре стоимость минимального набора продуктов питания в Москве по данным Росстата составила 4221 руб., а в Санкт-Петербурге – 4223 руб. Тот же набор в «Пятерочке» в Москве стоил 3658 рублей (Индекс «Пятёрочки» - 87%), а в Санкт-Петербурге – 4058 рублей (Индекс «Пятёрочки» - 96%).

При этом стоимость продуктового набора, составленного из товаров по самым низким ценам «Пятёрочки», в европейской части России в ноябре составила 1911 руб., что значительно – в полтора раза – меньше стоимости аналогичного продуктового набора Росстата. Более того, в Москве она снизилась по отношению к октябрю на 12%, до 2247 рублей, в Санкт-Петербурге - на 2%, до 2891 рубля.

По данным X5, это стало возможным благодаря более низким, чем в целом по рынку, средним ценам на отдельные продукты, входящие в набор. Максимальную разницу в стоимости показали картофель и подсолнечное масло, которые в «Пятёрочке» продавались дешевле среднерыночного уровня на 26%, а также белокочанная капуста, стоимость которой была ниже на 34%.

В ноябре на снижение стоимости продуктового набора в «Пятёрочке» также повлияло расширение сотрудничества с отечественными производителями яблок. Российские компании смогли поставить в сеть товар по наиболее низким ценам, несмотря на то, что в целом по стране этот вид фруктов в ноябре подорожал.

«В сетевом магазине цены всегда будут ниже. Этому есть целый ряд причин, - рассказал Газете.Ru генеральный директор агентства InfoLine-аналитика Михаил Бурмистров. - Первая, ключевая причина – это эффект масштаба. Закупки крупнейших сетей измеряются сотнями миллиардов рублей, и естественно, что поставщики, производители предоставляют на такие объемы существенные скидки. Второй очень важный момент – торговые сети используют собственные торговые марки, дизайн, рецептуру и прочие параметры которых разрабатывает сама торговая сеть. В этой ситуации поставщик не инвестирует в маркетинг, продвижение и так далее, и занимается производством в чистом виде. Естественно, что торговая сеть по этим товарам обеспечивает минимальный уровень наценки, с тем, чтобы товар на полке был максимально доступным для потребителя.

Третья причина, по которой товары в крупнейших торговых сетях стоят ниже, чем в традиционной рознице – это то, что большинство сетей имеет собственные логистические системы, позволяющие довольно существенно оптимизировать транспортные расходы. И четвертая причина – сетевые магазины очень активно инвестируют в маркетинг и продвижение, проводят промо-мероприятия, специальные ценовые предложения, скидки, специальные предложения «два по цене одного», бесплатные бонусы».

По прогнозам некоторых экспертов, в связи с введение платы за проезд большегрузов, рост цен на продукты питания должен стать более заметным. Так, по оценке председателя правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрея Карпова, которой он поделился с порталом ura.ru, цены могут повыситься примерно на 5% уже к Новому году. «Однако эта цифра не окончательная, поскольку тарифы в системе «Платон» в следующем году должны вырасти еще. Соответственно, вырастут и цены», — добавил эксперт.