Stockmann прощается с Россией

Финский ритейлер Stockmann заменят универмаги Debenhams

Павел Чернышев 27.11.2015, 15:23
Сергей Фадеичев/ТАСС

Один из ветеранов российского ритейла — компания Stockmann решила прекратить торговлю в России. Все площади и персонал отойдут оператору сети Debenhams. Stockmann же сосредоточится на управлении собственного ТЦ «Невский центр» и переключится на развитие в странах Балтии.

Финская компания Stockmann продает свои магазины компании Reviva Holdings Limited, развивающей в России сеть британских универмагов Debenhams. Решение избавиться от магазинов финский ритейлер объяснил растущими убытками. При этом из России Stockmann уходить не планирует. Как заявила компания, планируется сосредоточить усилия на управлении ТЦ «Невский центр», который финны сохранили в своем портфеле.

Reviva Holdings Limited было продано просто юридическое лицо АО «Стокманн». Сумма составила €5 млн.

«Магазинов в собственности у АО не было (магазины «Стокманн» арендовали площади в крупных ТЦ), просто были переданы все обязательства по аренде, также к покупателю перейдет весь персонал (2,3 тыс. сотрудников). Это хорошая новость, людей сокращать не будут. Согласно договору, первые два года магазины будут работать под вывеской «Стокманн», а потом произойдет ребрендинг и на их месте появится Debenhams», — говорит Олеся Дзюба, директор отдела стратегического анализа и планирования CBRE.

Продажа юрлица не стала сюрпризом.

Компания, которая пришла на российский рынок еще в восьмидесятые, уже давно жаловалась на убытки и вела планомерную политику по сокращению своего присутствия в России.

Ранее Stockmann закрыл в России все 19 магазинов одежды под брендом Lindex и 16 магазинов одежды сети Seppala.

Как признает сама компания, торговля перестала приносить прибыль после падения рубля. Сообщалось, что в 2014 году продажи упали на 9,5%, до €1,8 млрд, а убыток компании составил €63 млн против прибыли в €22 млн в 2013 году. По мнению экспертов, падение продаж связано с тем, что ритейлер не смог вовремя перестроиться – предложенные коллекции уже не устраивали покупателей.

«Сам формат торговых объектов Stockmann, весьма популярный в Европе, на российском рынке понемногу терял и эффект «новизны», и позиции: универмаги компании Stockmann работали в ценовом сегменте выше среднего, а предлагали несколько устаревшие коллекции брендов.

При этом набор марок одежды, обуви и товаров для дома, предлагаемый оператором, также оказался малопривлекательным для российского покупателя, поскольку многие марки, представленные в универмаге, присутствовали в России в более «близкой» потребителю концепции монобрендовых магазинов», — считает Ольга Ясько, директор департамента аналитики Knight Frank Russia & CIS

По ее мнению, скорее всего, в ближайшее время мы увидим смену менее популярного универмага более популярным. Олеся Дзюба считает, что Stockmann в ближайшее время не будет развивать в России новые проекты, ограничившись управлением ТЦ «Невский центр».

«Приоритетом для компании в ближайшее время будет Балтика», — полагает она.

Сеть универмагов Debenhams была основана в Лондоне в 1778 году. Первые попытки вывести ее на российский рынок предпринимались еще в 2006 году, когда по франшизе был открыт универмаг на Красной Пресне. В 2008 году, впрочем, его закрыли, однако в 2012 году компания вышла на рынок напрямую и с тех пор наращивает обороты. 1 сентября магазин был открыт в ТЦ «Мега Белая дача», в этом году в ТЦ «Авиапарк» заработал трехэтажный флагманский универмаг.