«Мы проходим кризис лучше, чем другие банки»

Больше половины всех активных малых компаний в стране имеют счета в Сбербанке

Семен Михайлов 24.11.2015, 13:22
Cтарший вице-президент Сбербанка Светлана Сагайдак Сбербанк
Cтарший вице-президент Сбербанка Светлана Сагайдак

Кредитование малого и среднего бизнеса в кризис значительно просело, выросла просрочка. О том, как сделать этот бизнес прибыльным, а также о том, зачем участвовать в госпрограммах и как относиться к жалобам клиентов, в интервью «Газете.Ru» рассказала старший вице-президент Сбербанка Светлана Сагайдак.

— Каковы объемы кредитования малого и среднего бизнеса в текущем году?
— В целом по рынку есть тенденция к снижению кредитования. Сбербанк также снизил объемы, но не так сильно, как другие банки. Всего с начала года по ноябрь малому и среднему бизнесу мы выдали почти 775 млрд руб., из них малому и микробизнесу — 186,3 млрд руб.

— А общий размер кредитного портфеля в этом сегменте какой?
— Кредитный портфель малому и среднему бизнесу — 1,36 трлн руб., из них на средний бизнес приходится 916,1 млрд руб., на малый — 443,7 млрд. Могу также сказать, что общее количество активных клиентов в этом сегменте у нас 1,16 млн. С начала этого года мы приросли на 50 тыс. активных клиентов.

Всего около 60% всех активных малых компаний в России являются клиентами Сбербанка.

— Прибыльно ли для Сбербанка кредитовать малый бизнес?
— Я бы слукавила, если бы сказала, что это сверхприбыльное дело. Оно прибыльно, если рассматривать весь сегмент целиком — когда кроме кредитования есть и большой операционный бизнес, связанный с обслуживанием малых и средних предприятий. Сейчас этот сегмент прибыльный, поскольку он генерирует много транзакций. Именно поэтому мы стараемся активно развивать онлайн-сервисы.

— Каков размер просрочки по кредитам в сегменте малого и среднего бизнеса?
— Мы эту информацию не раскрываем. Могу сказать, что она выше, чем в других сегментах, но в два раза ниже, чем в целом в банковской системе. Сбербанк ведет здесь сбалансированную политику и выстраивает инструменты, снижающие риски. Например, в этом году мы запустили «Фабрику лизинга» для малого бизнеса. Этот продукт очень востребован, и там очень низкая просрочка. В целом скажу, что мы проходим нынешний кризис лучше, чем другие банки.

— Сбербанк участвует в разных госпрограммах по поддержке малого предпринимательства. Зачем это банку?
— Да, Сбербанк — активный участник всех форм поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. Мы везде стоим с нашими проектами и ждем одобрения и выбора. Эти проекты нужны нашим клиентам, а значит, и нам. Мы, в частности, являемся ключевым партнером Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП).

Под гарантии Корпорации в этом году выдано около 2 тыс. кредитов на сумму более 14 млрд руб. Доля Сбербанка в общем портфеле гарантий Корпорации — 42%.

Кредитование под гарантию Корпорации дополнительно снижает ставку от 0,5 до 4%. У ЦБ и Корпорации МСП есть новая программа по льготному фондированию банков на инвестиционные и оборотные цели под 6,5% годовых. Ставка для конечного заемщика составит 10% для среднего бизнеса и 11% — для малого бизнеса. Сумма кредита — от 50 млн руб. В настоящий момент эта программа готовится к запуску, а мы планируем выдать первые кредиты с начала 2016 года.

— В адрес Сбербанка от ваших клиентов поступает достаточно много критики. Как вы к этому относитесь?
— Мы воспринимаем критику с благодарностью. У нас создана автоматизированная система, куда поступают жалобы из всех источников, включая социальные сети.

Даже если вы просто написали у себя на страничке «боже мой, какой ужас, как меня плохо обслужили», мы это увидим, сможем понять, в каком отделении это произошло, зарегистрируем и отработаем эту жалобу.

Не говоря уже о традиционных обращениях по почте, по электронной почте и т.д. Ключевые жалобы разбираются в присутствии президента банка. В общем, жалобы помогают нам менять и совершенствовать технологии и продукты. Самое сложное — это менять менталитет наших сотрудников, так, чтобы каждый понимал, что мы — сервисная организация и работаем для людей.

— Какие шаги предпринимает Сбербанк, чтобы удержать и клиентов, и свою долю рынка?
— У нас появилось очень много онлайн-продуктов, даже запускаем онлайн-кредит. Кроме того, у нас есть такая услуга, как предодобренные лимиты. Мы хотим в этом году расширить для малого и среднего бизнеса, для проверенных клиентов такую услугу, когда мы сообщаем им, что они могут взять кредит на определенных условиях в определенное время. Кроме того, если говорить о кредите, то мы хотим сделать безбумажный оборот. У нас идет активное подключение к электронному каналу передачи документов, в котором можно даже подписать договор. Это очень ускоряет общение: тебе нужен кредит, и если открыт лимит, то можно через «Сбербанк бизнес-онлайн» выбрать соответствующую опцию и воспользоваться этим предложением. Кроме того, мы теперь работаем в режиме 24/7 (24 часа, семь дней в неделю. — «Газета.Ru»). Теперь, например, можно заплатить поставщику в субботу. И счет идет на минуты. Можно удаленно размещать деньги на депозитах.

Сейчас мы открываем более 8 тыс. счетов каждую неделю, из них больше половины открывается онлайн (с начала года и на начало ноября открыто более 400 тыс. новых счетов).

Мы подготовили новый интерфейс для наших клиентов, который вошел в пятерку лучших мировых приложений международного конкурса Financial Innovation Awards. Итоги будут подведены 3 декабря в Лондоне. Это приложение существенно отличается от того, что было: вы можете управлять финансами, можно заказать подготовку и сдачу отчетности силами Сбербанка и еще много всего. Благодаря всем этим нововведениям наши клиенты экономят время, получают возможность проводить операции в любое время и из любого места, в итоге — снижать свои издержки. Со следующего года мы хотим запустить систему лояльности для наших клиентов, поделиться с ними частью своей прибыли.