Безопасность усилят стюардессы

Росавиация получила письма об усилении мер безопасности от российских авиакомпаний

,
ТАСС
Большинство российских авиаперевозчиков уже заявили в Росавиацию о предпринятых и готовящихся к внедрению мерах по усилению авиационной безопасности. Сами меры, впрочем, не разглашаются. Среди тех шагов, которые предлагала Росавиация в своей рекомендации, отказ от загрузки бортпитания в зарубежных аэропортах и собственные авиатехники.

Большинство основных российских авиакомпаний подали в Росавиацию сообщения с предложениями об усилении мер безопасности. Как сообщил «Газете.Ru» источник в авиаотрасли, письма содержат перечисление тех мер, которые авиаперевозчики уже начали предпринимать для усиления безопасности на рейсах и в аэропортах. На основе полученных от авиакомпаний данных Росавиация составит справочный документ, описывающий предпринятые меры. Впрочем, какие именно меры вводятся отечественными авиакомпаниями, собеседник не уточнил, подчеркнув, что подобную информацию целесообразно не разглашать.

Со своим питанием и авиатехниками

В некоторых аэропортах компании-операторы, которые досматривают багаж, не входят в состав служб аэропорта и работают на подряде авиакомпании, пояснил собеседник «Газеты.Ru». В этом случае авиакомпания имеет возможность напрямую повлиять на то, каким образом багаж проверяется.

Рекомендацию об усилении мер безопасности Росавиация выпустила 17 ноября. В письме, отправленном российским авиаперевозчикам за подписью руководителя Росавиации Александра Нерадько, говорилось о необходимости введения «повышенных мер авиационной безопасности» при полетах в 47 стран мира, среди которых несколько государств Евросоюза, а также популярные для российских туристов направления, на которые, в частности, предполагается перенаправить турпоток с Египта, — Турция, Таиланд, Индия, ОАЭ, Тунис. Авиакомпании должны были прислать свои предложения по усилению безопасности в Росавиацию до 20 ноября.

В «Аэрофлоте» отказались комментировать отправку письма в Росавиацию, в «Уральских авиалиниях» и S7 на запрос не ответили. «ВИМ-авиа» отказалась комментировать отправку письма, подчеркнув, что «главным приоритетом в деятельности авиакомпании всегда являлась безопасность пассажиров и экипажей».

В рекомендациях Росавиации предлагалось в качестве мер дополнительной безопасности осуществлять рейсы с запасами сухого питания и питьевой воды, т.е. отказаться от закупки и погрузки на борт питания в зарубежных пунктах назначения. Также в письме рекомендовалось «по возможности организовать техническое обслуживание воздушного судна силами технического состава или экипажа авиакомпании, максимально сократить без ущерба для безопасности полетов число видов наземного обслуживания в аэропортах иностранных государств: уборка салонов, загрузка багажа».

Впрочем, не все меры могут быть легко выполнены. Как пояснили «Газете.Ru» в «Уральских авиалиниях», брать на борт запасы питания можно на недальнемагистральные маршруты. В случае длительных перелетов замороженная пища, срок хранения которой составляет не более 12 часов, может испортиться и поэтому не подлежит к раздаче.

Также в начале ноября Росавиация направила директивы об усилении мер авиабезопасности во все аэропорты России. «В сложившихся условиях авиакомпании и аэропорты должны быть готовы нести дополнительную нагрузку в связи с принятием комплекса дополнительных мер защиты пассажиров и инфраструктуры», — сообщило ведомство.

Заявление ведомства последовало после признания властями авиакатастрофы с российским самолетом A321 терактом. Крушение лайнера «Когалымавиа» в Египте стало крупнейшим по числу жертв терактом против российских граждан с 2004 года, когда была захвачена школа в Беслане.

2-й уровень безопасности

После теракта в аэропорту Домодедово в январе 2011 года, когда погибли 37 человек, в России действует 2-й уровень безопасности.

«Дополнительные меры авиационной безопасности вводятся аэропортами на основании поступающих ориентировок по линии Росавиации, Ространснадзора, ФСБ, МВД и ФСО. Информация такого рода носит служебный характер и не подлежит разглашению», — пояснили «Газете.Ru» в Шереметьево.

«Безопасность в аэропорту обеспечивается сотрудниками полиции совместно со Службой авиационной безопасности аэропорта (САБ), которые проводят проверку воздушных судов, осуществляют охрану объектов внутри контролируемых зон аэропорта (КЗА), периметра и объектов аэронавигации вне аэропорта, охрану объектов аэропорта вне КЗА, патрулирование перрона и периметра КЗА на предмет выявления посторонних лиц и лиц, нарушающих авиационную безопасность», — перечисляют в Домодедово.

Пассажиры и сотрудники аэропорта проходят контроль службы безопасности при входе в аэропорт. «На всех входных группах и контрольно-пропускных пунктах аэропорта установлены рамки металлоискателей и интроскопы. Кроме того, обязателен дополнительный контроль безопасности при проходе в (КЗА) или так называемую чистую зону (зоны прилета и вылета). При прохождении сотрудников на территорию аэродрома производится 100%-ный досмотр, для доступа необходим пропуск и биометрические данные» — говорят в Домодедово.

Подозрительные каблуки и жидкости

«Газета.Ru» выяснила, какие меры по контролю над безопасностью принимались в других странах после терактов и теоретически могут появиться в России.

В настоящее время вылет самолета не разрешат, если на борту присутствует багаж человека, который прошел регистрацию, но не явился на посадку. Такие требования стали предъявлять после нескольких серьезных авиакатастроф из-за взрыва бомбы, спрятанной в чемодане не попавшего на рейс пассажира, в том числе взрыва лайнера террористами над шотландским Локерби в 1988 году.

Тщательный досмотр обуви пассажиров начался после случаев, когда злоумышленники пытались пронести на борт и привести в действие спрятанные в ботинках взрывные устройства. Один из готовящихся терактов с использованием обуви был предотвращен в 2001 году на рейсе Париж – Майами.

В 2006 году спецслужбам Великобритании удалось предотвратить теракты на рейсах из лондонского аэропорта Хитроу. По полученной информации, злоумышленники планировали использовать жидкую взрывчатку.

В том же году в Европе были приняты новые авиационные правила, которые запретили проносить в ручной клади емкости с жидкостью объемом больше 100 мл.

Все средства должны были помещаться в один прозрачный пакет объемом не более 1 л (в такой пакет, как указывается на сайте одного из китайских аэропортов, может поместиться около пяти емкостей по 100 мл каждая). При этом под жидкостями понимались и вода, и зубная паста, и тушь, и варенья, и любое другое вещество в жидком состоянии. Исключение было сделано только для лекарств и детского питания в случае их реальной необходимости на борту. В том или ином виде данные правила, которые действуют и в настоящее время, были взяты на вооружение в других странах, в том числе и в России.

Есть примеры и временного усиления мер. На время проведения зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году московские аэропорты запретили клиентам авиакомпаний брать в ручную кладь любые жидкости вне зависимости от емкости, будь то детское питание, медикаменты или средства личной гигиены. На борт из таких предметов можно было взять только лекарства, жизненная необходимость которых в полете была подтверждена справкой врача.