Stolichnaya возвращается домой

Права на бренды Stolichnaya и Moskovskaya вернули российской компании

,
Роттердамский суд вернул права на бренды водки Stolichnaya и Moskovskaya предприятию «Союзплодоимпорт». Это решение может помочь российской компании отсудить у люксембургской SPI Group права на производство и продажу водки в странах ЕС и США. Однако эксперты не считают решение справедливым, ведь своей популярностью «Столичная» обязана предыдущему владельцу брендов — бизнесмену Юрию Шефлеру.

Окружной суд Роттердама в среду принял решение вернуть права на водочные бренды Stolichnaya и Moskovskaya российскому государственному предприятию «Союзплодоимпорт». Таким образом, предыдущий владелец брендов компания Spirits International лишилась права реализации «Столичной» и «Московской» на территории Нидерландов, Бельгии и Люксембурга.

Тем не менее компания бизнесмена Юрия Шефлера имеет право подать апелляцию и обжаловать данное решение. Представитель владеющей Spirits International компании SPI Group уже отметил, что подобная возможность рассматривается, однако решение суда «затрагивает только маленькую часть бизнеса». По данным торговой палаты Нидерландов, ежегодно продажи водки в странах Бенилюкса приносили SPI Group более 100 млн евро.

Между тем представляющий интересы «Союзплодоимпорта» юрист Йорис ван Манен заявил, что российское предприятие использует решение Роттердамского суда для дальнейшего возвращения прав на популярные водочные бренды в странах ЕС.

Эту информацию позднее подтвердили и в пресс-службе «Союзплодоимпорта». «Решение будет использовано в ведущемся в настоящее время в Нидерландах судебном процессе по возврату ФКП прав на товарные знаки Stolichnaya и Moskovskaya в странах ЕС», — рассказала «Газете.Ru» представитель компании.

Судебное разбирательство между созданным в декабре 2001 года федеральным казенным предприятием (ФКП) «Союзплодоимпорт» и компанией SPI Group продолжалось более 12 лет.

В начале 2002 года по распоряжению российского правительства «Союзплодоимпорт» получил права на распоряжение государственными водочными брендами, после того как годом ранее Высший арбитражный суд вернул эти знаки от группы SPI государству.

С тех пор ФКП успело наладить поставки алкогольной продукции более чем в 30 стран мира, включая Болгарию, Румынию, Словакию, Германию, Венесуэлу, Азербайджан, Вьетнам, Монголию и ОАЭ. В 2014 году объем экспортных поставок составил порядка 350 тыс. декалитров.

Параллельно предприятие инициировало судебные процессы против SPI в 20 странах, включая США, Австралию, Бразилию и страны ЕС.

В июне 2006 года Роттердамский окружной суд уже признавал незаконность приобретения товарных знаков Spirits International, а в июле 2012 года Апелляционный суд Гааги отклонил жалобу Spirits International. Апелляцию Spirits International в декабре 2013 года отклонил и Верховный суд Нидерландов.

В США местный апелляционный суд в 2013 году отклонил иск «Союзплодоимпорта» к SPI, оставив за компанией Шефлера право продажи водки на самом прибыльном для компании алкогольном рынке.
Кроме того, SPI по-прежнему принадлежит бренд «Stoli», под которым продается значительная часть продукции.

Решение Роттердамского суда вряд ли можно признать справедливым, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

«С 1992 года в течение пяти лет качество этой водки дискредитировали, поскольку ее выпускал, кто только хотел. В 1997 году права на бренды за бесценок приобрел Юрий Шефлер, что стало довольно успешным проектом», — рассказал эксперт «Газете.Ru». По итогам прошлого года структуры бизнесмена продали по всему миру 30 млн литров водки, в то время как в СССР за год продавалось только 10 млн литров, отмечает Дробиз.

Однако в 2001 государство начало процесс национализации всех утраченных брендов, в связи с чем начались и судебные тяжбы за советские алкогольные марки. На территории России права на «Столичную» и «Московскую» были переданы федеральному казенному предприятию (ФКП) «Союзплодимпорт», после чего Шефлер перенес производство купленных им брендов водки за рубеж.

В результате «Союзплодоимпорт» провел более сотни судебных процессов по возвращению прав на данные товарные знаки.

«В некоторых странах эти суды «Союзплодоимпорту» удалось выиграть, однако они по объему рынка водки незначительны, — рассказывает эксперт. — В основных же водочных странах, например в США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, права на «Столичную» и «Московскую» до сих пор остаются за Шефлером».

Тем не менее решение суда остается интересным, поскольку правоту России признали даже в условиях повышения политической напряженности между Россией и Западом, обращает внимание аналитик.