Переправу придавило грузами

Как грузы будут добираться до Крыма

Вхождение Крыма в состав России сильно ударило по грузоперевозкам. В 2014 году они сократились на 32%. «Газета.Ru» разбиралась, почему никуда не денутся очереди у Керченской паромной переправы, а сама она может в ближайшие месяцы получить уже третьего управляющего.

Согласно докладу минэкономразвития Крыма, в прошлом году грузоперевозки сократились до 6,2 млн т против 9,8 млн т в 2013 году.

Главный вклад в снижение показателя оказал железнодорожный транспорт — сокращение по итогам года на 41,5%.

Однако в связи с отсутствием грузов к перевозке, поступавших ранее транзитом через железную дорогу Украины, доля железнодорожного транспорта в грузоперевозках может сократиться (еще в прошлом году на него приходилось более 50% грузовых перевозок).

Автомобилями перевезено на 37,5% меньше грузов. «Если сравнивать грузооборот, который был при Украине и который осуществляется сейчас при России, то в части сборных грузов (к которым прибегает как раз малый и средний бизнес для сокращения издержек) он упал примерно в 10 раз», — жалуется глава транспортной компании «Деливери» Алексей Чайко.

Морские грузовые перевозки в Крым осуществляются по трем основным маршрутам: порт Кавказ – Керченский морской рыбный порт, порт Новороссийск – порт Севастополь, а также порт Новороссийск – Керченский торговый порт. Естественно, самым привлекательным маршрутом является первый, где расстояние между портами составляет около 5 км. Именно там работает Керченская паромная переправа (сейчас в акватории Керченского пролива курсируют девять паромов).

Из-за политической ситуации с Украиной местные власти сделали ставку именно на Керченскую паромную переправу, которая в ближайшие годы останется основной магистралью, связывающей Крым с Россией. Однако она обладает недостаточной пропускной способностью, что провоцирует многочасовые очереди, на ней установлены необоснованно высокие тарифы, что отпугивает перевозчиков, а сама переправа может в ближайшие месяцы сменить уже второго управляющего.

Не Канары

«При Украине через переправу ежедневно шло всего 15 фур. Она почти не использовалась — это было невыгодно, да и просто неудобно, так как при малейшем шторме случались простои. Все шло через Украину, по 600–1500 фур в сутки. Сейчас же 95% грузопотока идет через переправу», — рассказал руководитель портового агентства на условиях анонимности.

По данным минтранса Крыма, за первые два месяца 2015 года переправлено свыше 24 тыс. грузовиков. В 2014 году через Керченскую паромную переправу было перевезено 72 тыс. фур.

Паромная переправа — довольно медленный способ транспортировки грузов. Только на погрузку и выгрузку уходит примерно по три часа. Таким образом, паром в среднем делает только два оборота в день.

«Странно, что приняли решение развивать именно паромную переправу, а не морские контейнерные перевозки. Не возят же грузовики из Испании на Канары или из России на остров Северный», — говорит источник «Газеты.Ru», добавив, что паромы логично использовать для перевозки пассажиров и легковых автомобилей, но никак не для транспортировки грузов, тем более совместной.

В пресс-службе Минкрыма уверяют, что грузопассажирские перевозки являются безопасными, тогда как опасные грузы доставляются в Крым судном «Робур» по специально определенному морскому сообщению.

«У парома большая парусность: если сильный ветер, то машины, вагоны начинают биться», — отмечает Чайко.

Однако, по его словам, переход на мультимодальные перевозки тоже спорный: «В Крыму никогда не было необходимого количества контейнеров, да и местные порты не оборудованы должным образом. Сейчас дешевле даже несколько дней простоять из-за очередного шторма на переправе, оплатить всем простой, чем обеспечить смешанные перевозки груза сначала автомобилем, потом контейнером, потом снова автомобилем».

Дороже, чем в Ростове-на-Дону

Развитию морских контейнерных перевозок не способствуют и высокие портовые сборы.

«В крымских портах установили невыгодные сборы: 400 тыс. руб. для судна, заходящего в порт Керчи, против ставки в 100 тыс. руб. в порту Ростова-на-Дону. Кроме того, частично платежи дублируются: например, навигационные сборы выставляют как крымские порты, так и организации вроде «Лоцман-Крым», которая фактически оказывает услугу по обеспечению движения судов по каналу. Прибавьте сюда санкции. Из-за этого многие судовладельцы отказываются работать в Крыму», — рассказал источник в транспортной отрасли.

«В настоящее время проводится работа с целью уменьшения портовых сборов в Крыму. Однако совет министров возражает против снижения портовых сборов, ссылаясь, что данные сборы являются ключевой статьей доходов для портов и их уменьшение приведет к негативным экономическим последствиям», — рассказали в Министерстве по делам Крыма.

«Из-за отсутствия грузопотоков и судозаходов в итоге крымские порты обанкротят, после чего их передадут в аренду желающим», — опасается источник.

Представитель Минкрыма заверяет, что до этого не дойдет: «В настоящее время отсутствуют предпосылки для банкротства портов. Кроме того, в рамках разрабатываемой логистической схемы доставки материально-технических ресурсов, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных ФЦП, планируется задействовать все основные порты». Несмотря на снижение заказов, риск банкротства местных судостроительных заводов также отсутствует: все они осуществляют свою деятельность.

Значит, кто-то сверхприбыль имеет

Не меньше вопросов у местных вызывают тарифы для грузового транспорта на Керченской паромной переправе, которые до сих пор остаются на уровне 2014 года. В январе на ценообразование обратил внимание глава Крыма Сергей Аксенов, который посчитал цену в 19 тыс. неприемлемой: «Такая стоимость была от Новороссийска до Феодосии, где 8 часов хода, а здесь — 17 минут».

«До мартовских событий переправить грузовик на пароме стоило в пересчете с гривны 8 тыс. руб. Но такой же инфляции не было. Значит, кто-то сверхприбыль имеет», — отмечает представитель транспортной компании «Севастопольское АТП-14356» Анатолий Олейников.

Ранее глава республики говорил, что необходимо ликвидировать фирмы-посредники, работающие на переправе. «Очереди создавались искусственно. Тут же были организованы «левые» кассы, которые торговали местами», — рассказывает источник.

В ноябре прошлого года Аксенов попросил республиканское управление ФСБ проверить тарифы, установленные на услуги Керченской переправы. Тогда же региональное управление Федеральной антимонопольной службы возбудило дело в отношении организующей перевозки АНО «Единая транспортная дирекция» (создана на базе АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр»). «К работе предыдущего оператора паромной переправы АНО «ЕТД» имелись существенные вопросы, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении своих обязанностей», — подтвердили в Минкрыма.

Не тот Минтранс

Впрочем, в начале марта антимонопольщики приостановили дело в отношении ЕТД в связи с «необходимостью получения дополнительных доказательств». Ранее, в январе, Минтранс РФ передал функции управления Керченской переправой от ЕТД правительству Крыма, а именно — местному минтрансу. «Кому, как не крымчанам, к кому этот поток направляется, эффективнее управлять этими процессами», — сказал тогда глава Минтранса Максим Соколов. В минтрансе Крыма отметили, что управление Керченской паромной переправой, которая является основным средством доставки пассажиров и продуктов питания в республику, «дает нам возможность определять и формировать стратегические и второстепенные грузовые партии, тем самым полноценно обеспечивать потребности крымчан».

Формально за ЕТД остались пассажирские перевозки и строительство перехватывающих парковок.

Однако даже несмотря на низкий сезон быстрее работать переправа, похоже, не стала. «Только ЕТД наладила работу, стали грузовики ездить нормально, как сменился управляющий, который теперь те же шишки набивает. Я понимаю, что идут ремонтные работы, случается непогода, но если раньше машины проезжали за сутки-двое, то теперь они могут стоять больше недели. Естественно, это отражается на перевозках: в январе отгрузки у меня упали на 30%, а в феврале — еще на 25%», — отмечает Чайко.

Тем примечательнее заявление замминистра транспорта Виктора Олерского, что управление Керченской переправой может перейти Минтрансу РФ, если в Крыму до апреля не справятся с растущим объемом перевозок. «Задача сложная и не по плечу одному субъекту. Если у них не получится, то он (оператор. — «Газета.Ru» ) станет минтрансовским», — сказал он в феврале.

«Правительством РФ поручено Министерству по делам Крыма до 10 апреля представить предложения о дальнейшем функционировании Керченской паромной переправы, включая определение ее оператора на туристический сезон 2015 года», — подтвердили в пресс-службе Минкрыма. Олерский также не исключил, что понадобится приобрести еще два-три парома. С ним солидарен и Аксенов, который настаивает на приобретении четырех грузопассажирских паромов, на что понадобится 1,9 млрд руб. В минтрансе Крыма подтвердили, что «сейчас организована работа по приобретению еще четырех паромов». По данным Минкрыма, они должны более чем в два раза увеличить пропускную способность Керченской паромной переправы — до 50 тыс. пассажиров, 10 тыс. легковых автотранспортных средств и 1000 грузовых транспортных средств в сутки.

Впрочем, не все уверены в том, что дополнительные паромы помогут избежать очередей в этом году.

«Покупка новых паромов не решит проблемы. Там хоть 20 паромов поставь — все равно, с учетом конструкции портов, все они выстроятся в очередь, и это никак не ускорит процесс», — считает источник в транспортной отрасли.