Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

СМИ ставят рекламный диагноз

Депутаты хотят разрешить рекламу медицинских услуг и медицинских приборов в СМИ

В скором времени депутаты могут разрешить рекламу медицинских услуг и медицинских приборов в СМИ, соответствующий законопроект будет рассматриваться в Госдуме. Для СМИ, которые и так переживают тяжелые времена после запрета рекламы алкоголя и табака, реклама фармацевтической продукции — второй по объему доход. Цель инициативы — предоставить пациентам больше информации о медицинских препаратах, приборах и услугах.

Депутаты могут разрешить рекламу медицинских приборов и медицинских услуг в неспециализированных СМИ. Соответствующие поправки к закону «О рекламе» рекомендовал Государственной думе принять в первом чтении комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Федеральная антимонопольная служба поддерживает данную инициативу.

Сейчас реклама медицинских услуг разрешена исключительно в профильных СМИ, в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий.

С начала 2014 года медицинские учреждения не имеют права указывать виды услуг, которые они оказывают (массаж, пломбирование зубов, УЗИ, МРТ и так далее).

Необходимость запрета рекламы медицинских изделий — приборов, аппаратов и т. д. — обосновывалась большим количеством недобросовестной рекламы «чудодейственных» приборов, объясняет председатель подкомитета по государственному регулированию подакцизных товаров и рекламной деятельности Виктор Звагельский.

«В связи с возросшим потоком обращений граждан в Государственную думу по поводу засилья рекламы «чудодейственных» медицинских изделий в неспециализированных средствах массовой информации, а также значительного количества недобросовестной рекламы в данной сфере законопроектом предлагалось запретить рекламу медицинских изделий в неспециализированных местах и средствах массовой информации», — объясняет депутат. Однако из-за того, что профильным учреждениям запрещается информировать пациентов, у шарлатанов появилась возможность рекламировать недобросовестные услуги.

Весной прошлого года глава Минздрава Вероника Скворцова предлагала полностью запретить рекламу лекарственных препаратов и медицинских услуг в СМИ.

Но для самих пациентов оставалось все меньше возможностей получать информацию о лекарственных препаратах.

С 1 июля 2013 года в силу вступил приказ Минздрава, который запрещает врачам писать названия препаратов в рецептах. Пациенты у медиков получают только названия компонентов, которые должны содержаться в лекарстве, а уже в аптеке они по своему усмотрению выбирают препараты. Если же врач нарушит приказ Минздрава и все же напишет пациенту название лекарства, это могут посчитать за рекламу и привлечь медика к ответственности.

СМИ понесли существенные убытки после запрета рекламы алкоголя в интернете и печатных СМИ в начале 2013 года. Объем рекламы в печати в прошедшем году сократился на 10%, до 37 млрд руб., подсчитывали в АКАР. В денежном выражении потери печатных средств массовой информации к концу 2013 года оцениваются в 2,5 млрд руб.

Инициатива по разрешению рекламы лекарственных препаратов и медицинских услуг считается правильной и может быть полезной для пациентов. Запрет рекламы лекарств в СМИ не решит реальных проблем, в том числе не сможет изменить ситуацию в вопросе самолечения, говорит гендиректор маркетингового агентства DSM Group Сергей Шуляк. «Сейчас разрешено рекламировать только безрецептурные препараты, и один из важных критериев таких лекарств — низкий процент побочных эффектов и отсутствие возможности передозировки. Не все люди могут позволить себе пойти в больницу при легкой простуде. В таких случаях при покупке антипростудных препаратов они ориентируются на рекламу. Но это не имеет отношения к самолечению: в аптеках люди покупают антибиотики без рецепта врача и действительно могут нанести ощутимый вред своему здоровью», — говорит он.

В случае если запрет на рекламу лекарственных препаратов останется в силе, средства массовой информации потеряют порядка $1,2 млрд (36 млрд руб.) — это та сумма, которую фармацевтические компании тратят на рекламу препаратов в России, говорит Шуляк.

Реклама лекарств и биологически активных добавок вышла на первое место в неспециализированных СМИ. «В этом объеме есть компании, которые размещают рекламу по правилам и придерживаются стандартов этики, но есть и компании, которые вводят в заблуждение население, рекламируя панацею от всех бед», — говорит директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов.

Если депутаты оставят запрет на рекламу приборов, услуг и препаратов, цены на лекарственные препараты вырастут, потому что фармкомпании начнут искать другие методы продвижения продукции.

«Пока эти каналы выстроятся, пройдет время и будет затрачено много средств. И заплатят за это потребители. Регуляторы должны с этим работать осторожно», — предупреждает эксперт.

Новости и материалы
Стало известно о создании киберлабораторий НАТО у границ России
Маск заявил о противодействии Starlink попыткам глушения со стороны России
В Губкине двухлетний ребенок вылетел из окна квартиры вместе с москитной сеткой
В конгрессе США назвали осложняющий фактор при контактах законодателей РФ и США
В США хотят поставить памятник Джулиану Ассанжу
Россиянам назвали частые причины, почему затягивается поиск работы
На Украине предложили создать военную полицию
В США признали тотальную цензуру критики конфликта на Украине
В Ижевске прохожие нашли на улице трехлетнего мальчика
Столтенберг высказался о создании единой армии в Европе
Россиянин споткнулся дома, влетел в стеклянную дверь и едва не остался без руки
США приняли участие в учениях Армении по борьбе с ядерными угрозами
Эксперт рассказал, как защитить свои данные при использовании общественных точек Wi-Fi
Предсказано решение минфинов G7 по российским активам
Украине передали танки Leopard, которые не могут стрелять
Российские вкладчики начали выводить деньги из европейских банков
Великобританию ждет крупнейшая финансовая катастрофа за 70 лет
Украине предрекли обвал фронта
Все новости