Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Триста миллионов долларов за один день

Фонд DST Global Юрия Мильнера заработал на размещении Twitter более $300 млн

Александр Орлов, Екатерина Брызгалова 11.11.2013, 18:36
Lucas Jackson/Reuters

Стоимость пакетов акций Twitter, которая провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже, увеличилась после размещения в два раза. Заработали и российские инвесторы. Фонд DST Global Юрия Мильнера увеличил стоимость своей доли на $328 млн.

В ходе IPO социальной сети Twitter стоимость пятипроцентного пакета акций, принадлежащего инвестиционному фонду DST Global Юрия Мильнера, увеличилась в два раза, с $380 млн до $708 млн, исходя из оценки ценных бумаг в $26. В рамках IPO фонд продал 0,6% акций Twitter.

DST Global приобрел акции социальной сети в 2011 году. Тогда эксперты оценивали стоимость Twitter в $8 млрд, а число пользователей социальной сети на момент инвестиций составляло 190 млн человек.

Это не первые известные вложения DST Global в социальные сети: в 2009 году фонд совместно с Mail.ru Group инвестировал в развитие социальной сети Facebook около $900 млн (по данным The New York Times). В совокупности при размещении соцсети DST Global и Mail.Ru выручили $3,4 млрд, а также у них до сих пор остается значительный пакет акций.

Увеличить состояние удалось и основателям Twitter, вложившимся в компанию на первоначальном этапе. Стоимость доли основателя Twitter Эвана Уильямса, бывшего CEO, — ему принадлежит 12% — увеличилась до $1,7 млрд. В ходе IPO он продал 1,6% акций Twitter более чем за $375 млн.

Доли cооснователей социальной сети Джека Дорси и Биза Стоуна (каждый владеет около 5% акций) после выхода на биржу оцениваются в $693 млн. Пакет нынешнего CEO компании Дика Костоло, в собственности которого находится 1,6% акций, был оценен в $226 млн.

Инвестиционный фонд Rizvi Traverse Management в начале 2013 года приобрел весомый пакет акций Twitter — 17,9% акций — за $1 млрд, став крупнейшим инвестором соцсети за всю ее историю. И это вложение оказалось весьма успешным. Стоимость пакета фонда увеличилась до $2 млрд.

В три раза выросла стоимость доли инвестиционного банка JP Morgan Chase, который купил 10,3% акций в 2011 году за $400 млн, до $1,2 млрд.

Ряд аналитиков считают стоимость акций Twitter завышенной. Первоначально Twitter заявляла, что планирует продавать ценные бумаги по цене $18 — ее называют объективной. У фондов будет возможность продать акции по «завышенной» цене через неделю, но они вряд ли воспользуются этим, иначе это нанесет непоправимый ущерб рыночной стоимости Twitter и репутации фондов, говорит Леонид Делицын из «Финама». «Как долго андеррайтерам удастся удерживать стоимость акций на текущем уровне, сказать очень сложно. Поэтому у первых инвесторов еще есть возможность продать эти акции. Возможно, они реализуют эту возможность на этой неделе, — говорит он. — Фонды, которые продадут акции сейчас, выиграют очень много, но поступят очень нехорошо по отношению к Twitter. Это учтут следующие компании, которые будут иметь с ними дело».

Twitter разместилась на Нью-Йоркской фондовой бирже (тикер TWTR) в четверг по верхней границе ценового диапазона $26. В рамках IPO Twitter продала 70 млн акций компании (13% акций), большая часть которых находилась на балансе соцсети. Еще 10,5 млн (1,85%) смогут реализовать банки — организаторы IPO. Акции Twitter начали первый день торгов с отметки $45,1, что на 73,5% выше цены, предложенной в рамках IPO. В течение первых минут торговой сессии акции продолжили рост, достигнув отметки $50 за бумагу, однако к концу дня началась корректировка. К закрытию дня они стоили чуть менее $44,9. Сейчас ценные бумаги Twitter оцениваются в $41,65, капитализация компании составляет $22,69 млрд. В ходе IPO Twitter выручила $1,82 млрд. Оценка всей Twitter составила $14,1 млрд (с учетом опциона банков, который они смогут реализовать через 30 дней, — $14,4 млрд).

В течение года стоимость акций Twitter может увеличиться до $50, говорят аналитики. Но когда соцсеть только объявила о планах выхода на биржу, рынок был не очень позитивно настроен: Twitter — убыточная сеть, которая зарабатывает только на рекламе. Также негативно сказалась история IPO Facebook, которую инвесторы успели окрестить Failbook.

Twitter приложила серьезные усилия для того, чтобы разогреть интерес. Прежде всего это были традиционные пиар-приемы, например заявление о том, что за третий квартал число активных пользователей якобы выросло сразу на 39%, до 231 млн человек, или публикация исследования, которое сообщало о том, что половина пользователей Twitter, в основном в возрасте 18–29 лет, используют его как единственный источник новостей.

Соцсеть могла использовать и более сложные схемы для увеличения своей капитализации перед выходом на биржу, к примеру разместить акции на закрытой площадке.

«Компания выкладывает небольшой пакет акций на закрытую биржу, где с помощью нескольких контрагентов разгоняет стоимость своих акций для того, чтобы показать необходимую перед IPO капитализацию. Получается, что капитализация всей компании будет оцениваться по той стоимости акций, которые торгуются очень ограниченно», — говорит портфельный управляющий EFG Asset Management Георгий Воронков.

Основной проблемой Twitter является убыточность. В прошлом году при продажах на $317 млн убыток составил $79,4 млн (Facebook перед размещением заработала $3,7 млрд при плюсе $1 млрд). В текущем году в плюс тоже пока выйти не получается: в третьем квартале чистый убыток вырос до $64,6 млн по сравнению с $21,6 млн год назад за тот же период. Компания объясняет это увеличением расходов на продвижение. Выручка компании составила за этот период $168,6 млн ($82,3 млн год назад). 87% выручки компании пришлось на доходы от рекламы, причем доля выручки от мобильной рекламы превысила 70%. По собственным данным Twitter, число взаимодействий пользователей с рекламой (клики и ретвиты) выросло в 15 раз по сравнению с первым кварталом 2012 года, тогда как средняя цена рекламного баннера снизилась более чем на 75%. По итогам 2014 года компания обещает рост продаж до $1 млрд.

Продажа Twitter стала одним из самых ожидаемых IPO доткомов с момента выхода на рынок социальной сети Facebook. За право разместить акции технологической компании на своей площадке боролись две крупнейшие американские биржи — NYSE и NASDAQ. Для NASDAQ, традиционно специализирующейся на акциях высокотехнологичных компаний, залучить к себе Twitter было делом престижа.

Технические проблемы, возникшие при размещении акций другой социальной сети, Facebook, негативно сказались на репутации биржи. В начале октября представители Twitter официально заявили о том, что переговоры с NASDAQ зашли в тупик, поэтому компания проведет размещение своих акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. Размещение Twitter на NYSE стало серьезным ударом по имиджу NASDAQ.