Китайский взяточник откупился от смерти

Высшая мера для экс-министра железных дорог Китая Лю Чжицзюня, обвиненного в коррупции, может быть отменена

Смертным приговором завершился суд над бывшим министром железных дорог Китая Лю Чжицзюнем. Впрочем у 60-летнего бывшего чиновника, признавшего вину, есть возможность избежать высшей меры и получить пожизненное заключение.

Бывший министр железных дорог Китая Лю Чжицзюнь приговорен к смертной казни за взяточничество и злоупотребление должностными полномочиями. У экс-чиновника есть возможность избежать высшей меры наказания: в случае примерного поведения в течение двух лет она может быть заменена на пожизненное заключение, передает агентство «Синьхуа». Это стало возможно в связи с признанием Лю вины, а также раскрытием им эпизодов преступной деятельности, до которых не добрались следователи.

Суд установил, что в 1986–2011 годах экс-чиновник получил взяток на 64,6 млн юаней ($10,5 млн). Кроме наказания в виде смертной казни суд постановил конфисковать всю собственность осужденного и лишить его политических прав.

60-летний Лю долгое время работал в структуре министерства по железным дорогам Китая. Министром был назначен в 2003 году. Во время его пребывания в должности железные дороги Китая, в том числе высокоскоростные, развивались стремительными темпами. В феврале 2011 года Лю арестовали по подозрению в коррупции, тогда же его исключили из Коммунистической партии. Более масштабное расследование работы министерства началось в июле 2011 года, после катастрофы в Вэньчжоу. Тогда при столкновении двух высокоскоростных поездов на виадуке погибли 40 человек, более 190 были ранены. Незадолго до этого Лю лично проинспектировал 11 тыс. км железных дорог.

По данным стороны обвинения, в течение 25 лет Лю использовал служебное положение и помог 11 предпринимателям получить выгодные строительные и транспортные контракты. Среди взяткодателей, в частности, была глава Boyou Investment Management Corporation Дин Юйсинь. Она и ее родственники реализовали подряды министерства на перевозку грузов и строительство железных дорог. Кроме того, при помощи Лю семья Дин получила долю в компании-производителе колесных пар для высокоскоростных поездов, которая к тому же получала финансовую помощь от государства.

Репутационный и экономический ущерб государству от этой коррупционной схемы огромен, говорится в вердикте суда.

До ареста в феврале 2011 года Лю был почти что национальным героем. В 2008 году он запустил первую высокоскоростную линию в стране. Репутации чиновника не повредил даже арест в 2005 году его брата Лю Чжисяна – он тоже работал в министерстве и был обвинен во взяточничестве, растрате и организации убийства подрядчика (тот хотел донести на чиновника). Лю Чжисян, у которого обнаружилось только наличными $50 млн, был приговорен к смертной казни. Впоследствии приговор был заменен на 16 лет лишения свободы.

Всего же за время руководства Лю Чжицзюнем министерством было проложено 10 тыс. км железных дорог. Инвестиции государства оцениваются в $420 млрд. Только ветка Пекин—Шанхай обошлась в $36 млрд.

Аудиторская проверка министерства после катастрофы в Вэньчжоу выявила многочисленные нарушения. В частности, на строительстве высокоскоростной магистрали Пекин—Шанхай подрядчиками было растрачено по меньшей мере 187 млн юаней. А при отчуждении земель при строительстве дорог только в июне--сентябре 2011 года выявлены нарушения на 491 млн юаней.

В феврале этого года было принято решение о расформировании министерства железных дорог и разделении его функций. Ответственность за регулирование отрасли переложена на министерство транспорта, а деятельность по управлению железными дорогами – на новую компанию China Railway Corp.

Лю стал вторым (после секретаря Компартии в Чунцине Бо Силая) высокопоставленным чиновником, которому предъявили обвинения в коррупции. Борьбу с коррупцией в качестве одной из главных целей перед собой поставил председатель КНР Си Цзиньпин, выбранный на эту должность в ноябре прошлого года.