Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Счетная тройка

Совет Думы внес на рассмотрение президента кандидатуры на должность председателя Счетной палаты

,
Совет Думы определился с кандидатами на должность председателя Счетной палаты (СП). Ими стали Татьяна Голикова, Андрей Макаров и Сергей Степашин. Президент должен определиться до 1 августа 2013 года.

В понедельник Совет Думы внес на рассмотрение президента три кандидатуры на должность председателя Счетной Палаты. Ими стали Татьяна Голикова, помощник президента по социально-экономическим вопросам Абхазии и Южной Осетии, бывший министр здравоохранения и социального развития, Андрей Макаров, единоросс, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, и ныне действующий председатель СП Сергей Степашин. Он возглавляет это ведомство с 2000 года. О решении совета Думы сообщил первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников.

В соответствии с новой редакцией закона о Счетной палате не менее трех кандидатур на должность председателя палаты должны вноситься президенту советом Думы по предложениям фракций. Президент выбирает из выдвинутых кандидатур одну и вносит ее в Госдуму для назначения. В том случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана президентом, глава государства вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Госдуму для назначения.

Счетная палата должна быть сформирована по новым правилам до 1 октября 2013 года. В ближайшее время Совету федерации предстоит определиться с зампредом СП, и обеим палатам Федерального собрания избрать по 6 аудиторов.

Закон об СП был дополнен в апреле 2013 года. Полномочия СП расширены. Расширен круг объектов, которые может проверять СП, — это теперь не только госорганы, но и госкорпорации и организации с госучастием, а также вообще все организации, включая даже частные компании, по решению президента, правительства или любой из палат Федерального собрания. Но дополнительных властных полномочий СП не получила.

Вне зависимости от выбранного в итоге кандидата политика Счетной палаты вряд ли изменится, полагает заместитель главы Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Счетная палата не делает ничего того, чтобы вызвать неприятие со стороны власти. Я думаю, что вряд ли будут какие-то большие системные изменения, — говорит Макаркин. — В данном случае речь идет о конкретных игроках и фамилиях».

Степашин хотел бы сохранить пост, который дает ему высокий статус в элите, а Голикова хотела бы получить реально значимую должность, размышляет Макаркин. «Но для нее важен не столько формально высокий ранг, сколько возможность участвовать в принятии реальных решений. Она сейчас помощник по второстепенному кругу вопросов. Происходит поиск чего-то более существенного, влиятельного для нее», — говорит Макаркин.

Поддержка кандидатуры Степашина тремя невластными фракциями Госдумы скорее играет ему только в минус, показывая набранный им собственный политический вес, который теперь власти совершенно не нужен. Маловероятно, что президент вновь выдвинет его кандидатуру.

Больше всего шансов возглавить СП у Макарова, считает Виктор Плескачевский, вице-президент РСПП, а в прошлом депутат трех думских созывов. «Макаров при прочих равных — кандидатура оптимальная, он хорошо знает налоговую систему, и он юрист со стажем», — говорит Плескачевский. Но глава СП — это не только жесткий контролер правительственных расходов, но и фигура политическая, а с этой точки зрения больше всего подходит Степашин, считает Плескачевский.

Но шансы есть и у Голиковой. «Никто лучше нее не знает бюджетный процесс, она доказала это во время работы в Минфине», — напоминает Плескачевский. Перед назначением на должность министра здравоохранения Голикова с 1990 по 2007 год работала в Минфине, возглавляла департамент бюджетной политики, была заместителем министра финансов.

Некоторые из опрошенных экспертов считают, что Макаров в списке Думы — технический кандидат, внесен в список для соблюдения прописанного в законе количества кандидатур. Вряд ли должность главы СП для него реально привлекательна. Его предшественники на посту председателя бюджетного комитета Думы ушли в правительство: Михаил Задорнов стал министром финансов и вице-премьером, Александр Жуков — также вице-премьером. Вряд ли амбиции достаточно публичного политика Макарова замыкаются на шестилетнем сроке ничего в реальности не решающего главы СП, который должен в будущем стать еще менее заметным.

«Фигура Макарова появилась не как техническая, он человек публичный, прагматичный и способен адаптироваться к любому режиму», — возражает Макаркин. 

Негативный фон для назначения Голиковой на пост главы СП создает влиятельный человек в окружении президента — директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. Он предостерег от назначения Татьяны Голиковой главой Счетной палаты. «Голикову после проверки Минздравсоцразвития Счетной палатой нужно было снимать с работы. Назначать ее сегодня руководителем СП опасно для россиян», — написал в твиттере вечером в воскресенье Рошаль, конфликтовавший с Голиковой еще во времена ее руководства министерством.

«Голиковой нельзя простить уничтожение великого Тахчиди (бывший генеральный директор ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза») и многих прекрасных других врачей. Представляете, что будет, если она станет председателем СП», — отметил Рошаль.

Зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Звагельский считает, что серьезной альтернативы Степашину сейчас нет. «Счетная палата абсолютно справляется с работой, которую она обязана делать, и Степашин — наиболее приемлемый кандидат», — говорит Звагельский, добавляя, что утверждение главой СП Макарова было бы потерей для Думы. «Макаров досконально знает налоги и твердо оппонирует Минфину во время принятия проекта бюджета», — говорит Звагельский.

Источники в бизнес-кругах расценивают шансы Голиковой предпочтительнее. В ее пользу может сыграть даже негативный политический капитал, который делает ее более зависимой от президента, в отличие от «тяжеловеса» Степашина. Кроме того, президент может предпочесть бюджетника юристу.

Пункт о переизбрании главы СП появился в законе не случайно, отмечают эксперты. За два последних года политическая реальность в России изменилась. Избраны новая Дума, новый президент, расширилась внепарламентская оппозиция, принят целый ряд жестких законов, заметно упал рейтинг власти. Политические силы поляризуются. Это сформировало новую политическую реальность. И СП в прежнем виде в нее уже не вписывается. Избранный два года назад 449 голосами депутатов из 450 Степашин досрочно подвергается процедуре переизбрания.

То, что раньше было преимуществом СП — умеренная скандальность ее отчетов как свидетельство борьбы власти с коррупцией, — сейчас становится неудобной для власти и удобной для оппозиции. Оппозиционный блогер Алексей Навальный «раскрутился» именно на отчете Счетной палаты по «Транснефти». Документ так и не был опубликован, и впоследствии Степашин отрицал выводы Навального о хищениях $4 млрд на строительстве трубопровода ВСТО.