Во всех основных сегментах, которые показывали высокую маржинальность и темпы роста предыдущие два года, виден эффект исчерпания, сообщил на форуме «Будущее банковского рынка» заместитель генерального директора «Эксперт РА» Павел Самиев.
Если в прошлом году проявились первые признаки замедления, то в 2013 году торможение затронет почти все сегменты кредитного рынка, отмечают в рейтинговом агентстве.
Это приведет к ухудшению качества ссудного портфеля банков до конца 2013 года: станет сложнее «размывать» просрочку по розничному портфелю. «Плохие» долги могут увеличиться и из-за снижения требований банков к заемщикам на фоне ужесточения конкуренции.
Отдельные крупные банки могут попасть в «ножницы» процентных ставок, предупреждают в «Эксперт РА».
В наибольшей степени в 2013 году замедлится розничное кредитование, прогнозируют аналитики рейтингового агентства. При этом сегмент продолжит демонстрировать высокие темпы роста — до 30% в этом году (чуть менее 39,4% роста по итогам 2012 года).
Самое заметное снижение темпов прироста произойдет в ипотеке — с 34% в прошлом году до 15% в текущем.
Торможение произойдет и в других сегментах розницы: темпы прироста прошлогоднего «хита» — беззалогового кредитования — снизятся в 2013 году с 60% до 45%, автокредитования — с 15% до 10%. Свою роль сыграл не только падающий платежеспособный спрос на такие кредиты со стороны населения, но и активные действия Центробанка.
«С января 2014 года создавать повышенные резервы придется по всем необеспеченным кредитам на балансе (сейчас только по вновь выдаваемым. — «Газета.Ru»), что может побудить банки активизировать продажи своих портфелей коллекторам», — прогнозируют в «Эксперт РА».
Вместе с тем динамика потребкредитования все еще почти в полтора раза будет превышать темпы роста остальных сегментов, отмечают аналитики.
Обратная сторона посткризисного «бума» потребкредитования — рост импорта и торговли — отразилась на первоначальном интересе банков к сегменту малого и среднего бизнеса (МСБ). Но и тут аналитики видят некоторое замедление. Оно обозначилось еще в прошлом году: тогда кредиты МСБ прибавили только 17% (против 22% годом ранее).
«Сказались «уход в тень» части заемщиков из-за роста социальных взносов и общее замедление экономики, к которому малый бизнес наиболее чувствителен», — объяснили в рейтинговом агентстве.
В 2013 году темпы кредитования МСБ незначительно снизятся — на 1 процентный пункт, до 16%, прогнозируют в «Эксперт РА».
Ситуация с кредитованием крупного бизнеса заметно печальнее. В прошлом году темпы прироста корпоративного кредитования оказались более чем в 2 раза хуже результатов 2011 года (12% против 28%). В 2013 году «Эксперт РА» ждет снижения еще на четверть — до 9%. Хотя даже этот относительно невысокий темп остается все в несколько раз быстрее прироста экономики в целом.
В особой зоне риска банки, кредитующие корпоративных клиентов за счет средств населения, и розничные, специализированные на одном виде услуг банки, предупреждают в «Эксперт РА». В погоне за источниками фондирования в прошлом году они были вынуждены постоянно повышать ставки по розничным вкладам. При этом ставки по кредитам снижаются вслед за падающим на них спросом.
На фоне общего замедления банковского сектора подобная ситуация способна привести к заметному снижению рентабельности таких банков уже в 2013 году, отмечают аналитики «Эксперт РА» в своем исследовании.
«Такие банки получат эффект «процентных ножниц», — описал Самиев вероятное развитие событий, добавив, что, возможно, они уже имеют отрицательную маржу.
В случае возникновения проблем с ликвидностью ряд розничных банков не смогут воспользоваться рефинансированием ЦБ, еще больше омрачил картину замдиректора департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев.
«Если будет волнение среди их вкладчиков, то возможности перехватить денег «на стороне» у них не будет», — сказал он, добавив, что многие розничные банки в принципе не просчитывают риск «шока ликвидности», так как вообще не имеют казначейства.
Банки должны искать новые источники дохода, призвала участников форума первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова. Драйвером роста станет диверсификация доходной базы за счет комиссий и операций, не требующих активного вовлечения баланса, считает она. Под последним Трофимова понимает инвестиционный и артбанкинг, рейтинговое консультирование и помощь при организации бизнеса.
«Любой дурак может делать бизнес на растущем или откровенно падающем рынке, сейчас рынок не для дураков», — резюмировала топ-менеджер госбанка.
Модель финансового супермаркета позволяет повышать эффективность ключевых операций, но сама по себе не может являться драйвером роста для банка, спорил зампред правления Нордеа-банка Михаил Поляков. «На рынке мы знаем максимум трех-четырех игроков, которые в состоянии это сделать», — признал банкир, добавив, что это госбанки.
«Запасным вариантом» могут стать микрокредиты малому бизнесу и таможенные гарантии, предложил банкирам Самиев.
Моисеев же не видит проблемы в исчерпании точек роста и, как следствие, снижения рентабельности банковского бизнеса. Проблема в непомерных издержках, уверен представитель регулятора.
«Основной момент, где банки могут выиграть, — это не поиск новых ниш, нового Эльдорадо, а это правильная работа с оптимизацией расходов», — сказал Моисеев.
Если посмотреть динамику фонда оплаты труда в банках за последние несколько лет, то он рос со скоростью больше, чем ключевые показатели банковского сектора, отметил представитель регулятора. При этом вопросы есть и к формированию резервов, и к распределению капитала.
«Если посмотрим, как распределялась прибыль последние годы, то увидим, что на бонусы и дивиденды в предыдущие годы тратилось где-то 60% прибыли», — пожурил Моисеев банкиров, добавив, что в последние годы показатель все же снизился до 30–40%.
Эффективность управления капиталом и расходами — вот нормальная реакция на изменения бизнес-среды, заявил банкир.